Почему у Бориса Пастернака в жизни все не логично — Российская газета
Надо напомнить? Наугад. Коснись — и строки сами сыплются. Ну, самые. Февраль. Достать чернил и плакать. Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. Никого не будет в доме, кроме сумерек. Быть знаменитым некрасиво. Любить иных тяжелый крест. Во всем мне хочется дойти до самой сути.
Или вот это. Гул затих. Я вышел на подмостки.
Автор этой россыпи, поэт Борис Пастернак, родился 130 лет назад. К концу его жизни, в 1957 году, в Милане вышел в свет его роман «Доктор Живаго». Через год поэту придется отказаться от Нобелевской премии. История известная. У нас этот роман появится лишь через три десятка лет, в 1988-м. К этому времени автора давно в живых не будет. Но перед смертью его успеют обозвать «свиньей» и, «не читая», осудить за нелюбовь к «народу». Но это явные недруги. Есть еще доброжелатели. Они не против Пастернака — просто перемигиваются между собой: конечно, травля вещь постыдная — но мы-то понимаем, что роман его так себе. «Жалкая вещь», — через губу сказал Набоков (которому не дали премию).
Но с Пастернаком выходило, в самом деле, что он всегда один, вокруг все тонет в фарисействе.
Нобелевскую драму Пастернака, как борщ, нашпиговали и политикой, и хрущевским самодурством оттепели, и заговором заграничных спецслужб, и бурными любовными ингредиентами. Только изменилась конъюнктура — поднялось соревнование за близость к Пастернаку. Локтями двигали, друг друга уличали. Кто как голосовал. Кто что подписывал. Кто не засветился на похоронах. А кто в восьмидесятых не помог родным поэта — когда их выдворяли из переделкинского дома — вещи в окно, рояль Нейгауза не пролезал, отпилили лишнее. Кто добивался, чтобы здесь открыли дом-музей. Тайные пастернаколюбы выявляли скрытых пастернакофобов. Полк смельчаков, учеников, приверженцев, поклонников, друзей, как только стало можно, с годами вырос на дрожжах.
А в сущности — сменились роли, лица, плюс на минус, но «все осталось по-прежнему — двойные дела, двойные мысли, двойная жизнь» (как писал поэт, когда лишь брался за роман).
В Переделкино, на дощатой веранде дома-музея, его хранительница, внучка Пастернака, доктор филологии Елена Леонидовна, на это отвечала мне на редкость примирительно: «Не знаю, можно ли винить людей в том, что они в тяжелое время не ведут себя героически. Самого Пастернака в свое время тоже сильно упрекали — скажем, что он не помог Марине Ивановне Цветаевой, когда она вернулась из-за границы. Когда у нее не было дома, всю семью арестовали, и с ней случилась вся эта ужасная история. Он ведь действительно ей не помог. Хотя я прекрасно помню его письма, я помню, как он хотел вот эту верхнюю веранду отдать Цветаевой с сыном, чтобы она тут жила. Вот он хотел. Вот он не отговорил ее от эвакуации. Вот он сделал массу, как он потом говорил, роковых шагов, которых мог бы не делать. Просто — вот так сложилось».
Академик Дмитрий Лихачев в конце восьмидесятых назвал роман «Доктор Живаго» «духовной автобиографией» Бориса Пастернака. Но эта исповедь о вечной двойственности интеллигенции, определяющей судьбу России, в конечном счете стоила поэту нервов, крови, жизни.
* * *
В начале «Доктора Живаго» 10-летний мальчик на могиле матери. «Летевшее навстречу облако стало хлестать его по рукам и лицу мокрыми плетьми холодного ливня». И от этой увертюры идет судьба. Пугающее в ней — когда вокруг остаются лишь две краски: «Все освещенное казалось белым, все неосвещенное — черным. И на душе был такой же мрак упрощения, без смягчающих переходов и полутеней».
Тонкость оттенков составляет радость жизни. Так у Пастернака. Так у его «Спекторского»: «Едва касаясь пальцами рояля, он плел своих экспромтов канитель». Так и его Живаго повторяет героине своей жизни Ларе — что не любит слишком добродетельных и слишком «правых, не падавших, не оступавшихся»: им не откроется «красота жизни».
Плохие книжки, говорил устами своего Живаго Пастернак, делят всех живущих на два лагеря — «а в действительности все так переплетается! Каким непоправимым ничтожеством надо быть, чтобы играть в жизни только одну роль, занимать одно лишь место в обществе, значить всего только одно и то же!»
Сам Пастернак, сын пианистки и художника, все время озадачивал, срезал, запутывал сюжетом своей жизни. Он не был однозначен. Приходит после многих лет занятий музыкой (сохранились две его прелюдии и фортепианная соната) к своему кумиру, композитору Скрябину, с вопросом: посвящать ли этому жизнь? Тот отвечает: безусловно. И Пастернак решает: значит, надо поступить наоборот.
Внучка поэта, Елена Пастернак: «Он прямо пишет — я загадал, если Скрябин скажет мне так-то и так-то, это будет означать, что мне надо бросать музыку. Абсолютная алогичность, мистичность — но ты принимаешь обратное решение, потому что уже загадал. Он любил так «загадывать» — при этом не был склонен ни к какой практической мистике. Только к различным совпадениям относился с тревогой и вниманием — и это видно в «Докторе Живаго». Есть даже выражение такое — «феномен Живаго». Это когда люди совпадают во времени и пространстве, но не знают об этом. В романе Пастернака это основополагающий момент сюжета».
Пастернак не мог «избавиться от ощущения действительности как попранной сказки». Фото: ТАСС / Архив
Из тех же странностей. Пастернак окончил университет в Москве — но за своим дипломом философа так и не зашел. Через много лет, в войну, вместо себя отправит брата-архитектора получить медаль «За оборону Москвы» (поэт дежурил с футуристом Казиным на крышах, сбрасывал зажигательные бомбы, ездил с писательской бригадой на фронт). Зачем поэту тратить время на формальности.
Родители и сестры останутся за границей (из Берлина переедут в Лондон) — а Пастернак не вынес там, вернулся с младшим братом. Где революция — там место футуриста. Рядом с «Левым фронтом» Маяковского. «Привыкши выковыривать изюм / Певучестей из жизни сладкой сайки, / Я раз оставить должен был стезю / Объевшегося рифмами всезнайки».
Кипели сборники стихов и страсти. «Сырое утро ежилось и дрыхло». Женился на художнице Евгении Лурье и стал отцом, развелся и женился на Зинаиде (которая сейчас же развелась с пианистом Генрихом Нейгаузом), и снова стал отцом. За «Сестрой моей — жизнью» — сборник «Второе рождение», роман в стихах «Спекторский», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». «Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья» связали в узел: страсть-Христос-и-революция.
Первый съезд писателей в 1934-м приветствовали метростроевцы. Пастернак рванул из-за стола президиума — снять с плеча работницы неподъемный с виду отбойный молоток. Но девушка отбилась от поэта — молоток ей предусмотрен по сценарию. Смеялись. А поэт сказал с трибуны: «Когда я в безотчетном побуждении хотел снять с плеча работницы метростроя тяжелый забойный инструмент, названия которого я не знаю, но который оттягивал книзу ее плечи, мог ли знать товарищ из президиума, высмеявший мою интеллигентскую чувствительность, что в этот миг она в каком-то мгновенном смысле была мне сестрой, и я хотел помочь ей, как близкому и давно знакомому человеку».
И далее — в ответ насмешнику — предостерег коллег: «При том огромном тепле, которым окружает нас государство и народ, слишком велика опасность стать литературным сановником. Подальше от этой ласки во имя ее прямых источников, во имя большой, и дельной, и плодотворной любви к родине и нынешним величайшим людям».
Елена Пастернак: «Очень часто упрекали Пастернака в нарочитой, картинной, показной любви к земле и народу, говорили, что он играет в народ, но эта любовь была подлинная».
* * *
В тридцатых многое менялось. Пастернака не отпускают утраты и смерти. Есенин, Маяковский, позже Мандельштам. И этот странный разговор со Сталиным. Вождь позвонил спросить о Мандельштаме: это в самом деле «мастер»? Пастернак ответил: надо бы поговорить вообще о жизни и смерти. Сталин трубку положил. Это последний разговор — но далеко не первый. Неясно, сколько раз поэт встречался и беседовал с вождем по телефону. Посвящал вождю стихи — но кто тогда не посвящал (включая Мандельштама и Ахматову). Подарил вождю свой сборник переводов грузинской поэзии. Просил за мужа и сына Ахматовой — тех немедленно освободили. Как и Мандельштама — в тот первый раз.
Все это Пастернак все чаще называл «скандальностью своего положения». Отвертелся от настойчиво предложенной ему негласной ниши «первого поэта». И в письмах: «Это страшно меня угнетает, и я чувствую себя виноватым». При этом — «живу я незаслуженно хорошо,.. с такой совершенною внутренней свободой,.. как я хотел, со всеми осложнениями и горестями…».
Тут мостик прямо в центр далекого Тбилиси. В мемориальную квартиру Тициана Табидзе. Внучка поэта, Нина Асатиани, водила меня по комнатам старого дома, вспоминая искрометные истории: когда жизнь поэтов била ключом. Пастернака в Тбилиси зазвал поэт Паоло Яшвили Оба они, Паоло с Тицианом, учились в той же кутаисской гимназии, где и Маяковский. Великий футурист был тамадой на свадьбе Тициана. В этой квартире, за странным огромным столом с короткими ножками умещались и Есенин, и Маяковский, и Белый, и Мандельштам. В 1937 году погибнут оба жизнелюба-фаталиста, и Паоло, и Тициан — под присмотром Берии, тогдашнего грузинского руководителя. Пастернак тогда отправит телеграмму жене друга, Нине Табидзе: «У меня вырезали сердце. Я бы не жил, но у меня теперь две семьи — моя и ваша». С тех пор их семьи неразлучны.
Когда на Пастернака свалятся все Нобелевские напасти, рядом будут Табидзе. Внучка рассказывает: «Доктора Живаго» он начинал писать на листах бумаги Тициана, которые дала ему вдова. Такие вот серебряные связи.
Загадка: Сталин остался для Пастернака важной фигурой жизненного эпоса, смерть его для поэта, как высокая трагедия. Зато Хрущев останется ничтожеством, холуем, предавшим своего хозяина. Мифическая оттепель — у Пастернака ощущение одно: «Мне кажется, на этот раз сговорились меня слопать».
За год до смерти Пастернак напишет Дмитрию Поликарпову, завотделом культуры ЦК КПСС: «Страшный и жестокий Сталин не считал ниже своего достоинства исполнять мои просьбы о заключенных и по своему почину вызывать меня по этому поводу к телефону. Государь и великие князья выражали письмами благодарность моему отцу по разным негосударственным поводам. Но, разумеется, куда же им всем против нынешней возвышенности и блеска… Повторяю, писать могу только Вам, потому что полон уважения только к Вам и выше оно не распространяется».
Но в «Докторе Живаго» дядя главного героя, бывший священник Веденяпин, не скрывает ненависти к «сангвиническому свинству жестоких, оспою изрытых Калигул, не подозревавших, как бездарен всякий поработитель».
Внучка поэта заметила однажды в интервью: о Пастернаке часто говорили, что он «очень ловко и легко сумел пережить сталинское время, но погиб от оттепели, от ее последствий». Но умер он от окружавшей пошлости. «Слово «пошлость» даже звучало во время его прощания с семьей. Он говорил, что рад тому, что покидает мир, полный пошлости».
* * *
Первым названием «Доктора Живаго» было — «Смерти не будет». Потом — «Мальчики и девочки». Пастернак выстраивал ряд из четырех поэтов, которые по-настоящему отражают ХХ столетие. «Герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». «То, что было крупно и своевременно у Блока, должно было постепенно выродиться и обессмыслиться в Маяковском, Есенине и во мне. Это тягостный процесс. Он убил двух моих товарищей и немыслимо затруднил мою жизнь, лишив ее удовлетворенности».
«Блок ждал этой бури и встряски». «Есенин к жизни своей отнесся как к сказке». Маяковский «в отличье от игры в отдельное разом играл во все — играл жизнью». И Пастернак не мог «избавиться от ощущения действительности как попранной сказки».
Он написал для сказки жизни финал эпический. «Доктор Живаго» завершился строками стихов: «Вдруг кто-то в потемках, немного налево / От яслей рукой отодвинул волхва, / И тот оглянулся: с порога на деву, / Как гостья, смотрела звезда Рождества».
«Судьба как будто берегла его для этой истории с Нобелевской премией, последующей скоротечной болезнью и смертью», — сказала внучка.
«Как хорошо на свете! — подумал Живаго. — Но почему от этого всегда так больно?»
Борис Пастернак — писатель,автор, фото, факты из биографии, события на listim.com
В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Пастернак в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, заканчивает обучение в университете (1913).
Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако некоторое время умалчивал о своем увлечении поэзией.
Для того чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».
Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”(1914), “Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время он познакомился с Владимиром Маяковским, долгое время находился под его влиянием. В двадцатые годы вышел еще ряд сборников, появились первые опыты в прозе.
В 1920-1927 Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О. Брик и др.). В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.
Следующее десятилетие посвящено работе над автобиографическими очерками «Охранная грамота». Именно в тридцатые годы Пастернак получает признание. В середине десятилетия появляется книга «Второе рождение», в которой Борис Леонидович пробует писать в духе советской эпохи.
В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл “Волны” (впоследствии включены в книгу “Второе рождение”). На Кавказе писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Переводы произведений с 1934 года до самой смерти поэта были регулярными. Например, пастернаковский перевод «Гамлета» до сих пор считается каноническим.
В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину — в защиту мужа и сына Анны Ахматовой. Ближе к сороковым советская власть меняет свое благосклонное расположение, поэта обвиняют в недостаточном соответствии духу времени. Из-за этого популярность и востребованность поэта идет на спад.
Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака-прозаика. «Доктора Живаго» Борис Леонидович писал 10 лет, завершил в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, в Италии, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей, началась травля. Позже, в 1988 году «Доктор Живаго» был напечатан в журнале “Новый мир”. Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом и выражают авторскую позицию.
В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Пастернак вел активную переписку с семьей, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева. «Переписка Бориса Пастернака» вышла отдельной книгой.
Пастернак женился на художнице Евгении Лурье в 1922 году, вместе с ней гостил у родителей в Германии в 1922—1923. Со второй женой, Зинаидой Николаевной Нейгауз, и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию.
В 1952 Борис Леонидович пережил инфаркт, но, несмотря на это, продолжал писать и переводить. Начал новый цикл стихотворений — «Когда разгуляется» (1956-1959). Это была последняя книга писателя. Осталась недописанной пьеса «Слепая красавица». Неизлечимая болезнь (рак легкого) привела к смерти. Б.Л. Пастернак умер 30 мая 1960 года в Переделкино.
Переделкино/Peredelkino
Дача Пастернака сохранена в существенно неизменном виде.
Фото Льва Лобова, сентябрь 2010
МУЗЕЙ ПАСТЕРНАКА
Официальная информация
(предоставлена Отделом по связям с общественностью Гослитмузея 15.02.2017)
Адрес: 142784, г. Москва, поселение Внуковское, пос. Переделкино, ул. Павленко, д. 3
Проезд: Киевская ж/д до ст. «Переделкино» (выход на правую сторону к церкви до городка Писателей)
Телефон для справок и записи на экскурсии: 8 495 934-51-75, 8 926 118-28-58
График работы:
Вт, Ср — с 10:00 до 16:00 (касса до 15:30)
Чт, Пт — с 10:00 до 17:00 (касса до 16:30)
Сб, Вс — с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30)
Выходной день — понедельник
Последний вторник каждого месяца — санитарный день
Официальная страница на сайте Государственного литературного музея: http://goslitmuz.
Facebook. Дом-музей Б.Л. Пастернака : https://www.facebook.com/pasternakmuseum/
Электронная почта: [email protected]
Вышестоящая организация: Государственный литературный музей
Адрес: 121069, г. Москва, Трубниковский пер., д. 17
Рихтер, Милица Нейгауз, Галина Нейгауз, Генрих Нейгауз, Пастернак. Переделкино, 1948 г.
Памятные даты и ежегодные мероприятия
- дата открытия – 10.02.1990,
- 18 мая – Международный день музеев
Описание
Подмосковный поселок Переделкино тесно связан с именем Бориса Пастернака. Здесь он жил практически постоянно с 1936 г. до своей смерти (1960 г.).
В доме сохранена прижизненная обстановка.
Поддерживается вид усадьбы, как это было при поэте.
Директор: тел. (495) 934–5175
Экспозиционно-выставочная площадь: 169м2
Вышестоящая организация: Государственный Литературный музей
Адрес вышестоящей организации: Москва, ул. Петровка, 28
Информация выпущена Гослитмузеем по состоянию на 16.07.2007, скорректирована Натальей Анисимовной Пастернак, бывшим директором музея, по просьбе авторов сайта 29.07.2010
Дача Пастернака. Переделкино. Между 1960 и 1990. Домузейное время.
Биографическая справка
Пастернак Борис Леонидович
(1890–1960)
Поэт и прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958) «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».
В 1916 сборник «Поверх барьеров». Зима 1916 – на Урале, под городом Александровском Пермской губернии по приглашению поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами.
Прообраз г. Юрятина из «Доктора Живаго» – г. Пермь, расположенный неподалеку от Всеволодо-Вильве. Программная книга «Сестра моя – жизнь» (1922), сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», автобиографические заметки «Охранная грамота» (1930), книга «Второе рождение» (1932).
«Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955, издан за рубежом в 1956; роман был экранизирован в США в 1965 режиссером Дэвидом Лином, и в 2002 режиссером Джакомо Каприотти; в России в 2005 – А.Прошкиным.
В Переделкине Пастернак жил на даче № 1 по ул. Тренева с 1935 по 1939, на даче № 3 по ул. Павленко с 1939 по 1960.
Источник: Лобов Л., Васильева К. Переделкино. Сказание о писательском городке. М., 2010, С. 552. (В этой книге имя Б.Л.Пастернака упоминается на стр. 24, 25, 29, 31, 34, 48, 51, 52, 54, 65, 68–70, 72–87, 90, 92–94, 104, 105, 107–110, 115, 117, 121, 122, 124–129, 131, 138, 142, 145, 148, 153, 158–160, 166, 177, 192, 194, 208, 211–213, 217, 234, 240, 247, 249, 255, 277, 278, 280, 282, 288, 306, 310, 311, 313, 319, 343, 345, 352, 353, 367, 371, 373, 378, 383–389, 396–401, 419, 423, 426, 427, 430, 431, 447, 448, 450, 470, 489)
В музее Пастернака, кадр 1. Фото Льва Лобова, сентябрь 2010
В музее Пастернака, кадр 2.
В музее Пастернака, кадр 3. Фото Льва Лобова, сентябрь 2010
В музее Пастернака, кадр 4. Фото Льва Лобова, сентябрь 2010
Еще о музее.
Борис Пастернак с молодыми поэтами. Переделкино Видеоресурсы
09 февраля 2015 года
СЕРГЕЙ НАРЫШКИН ПОСЕТИЛ ДОМ-МУЗЕЙ ПАСТЕРНАКА
В преддверии 125-летнего юбилея Бориса Пастернака спикер Госдумы Сергей Нарышкин посетил его дом-музей в Переделкино (смотреть видео). По свидетельству работников музея, он стал первым из высокопоставленных должностных лиц, здесь побывавших. Как убедился, по собственному признанию, Сергей Нарышкин, память о великом гении русской литературы в Переделкино хранится бережно.
Фото: Олеся Курпяева, РГ
* * *
6 мая 2014 года
КВЕНТИН ТАРАНТИНО В ПЕРЕДЕЛКИНЕ
Собеседник. Ru опубликовал материал фотографа Сергея Берменьева, который сопровождал известного режиссера на могилу Бориса Пастернака в 2004 году, во время проведения 26-го Московского кинофестиваля. Оказалось, не фестиваль был главной целью визита в Москву. Читать далее
Фото: Сергей Берменьев
* * *
11 октября 2012 года
СКОНЧАЛАСЬ Н.А.ПАСТЕРНАК
ушла из жизни Наталья Анисимовна Пастернак, основатель и бессменный руководитель Дома-музея Бориса Пастернака в Переделкине. Светлая память!Н.А.Пастернак. Фото: Лев Лобов, сентябрь 2010
Дополнительная информация
* * *
ФИНАЛЬНАЯ РАСПРОДАЖА КНИГИ «ПЕРЕДЕЛКИНО»
АКЦИЯ! Финальная суперраспродажа книги «Переделкино. Сказание о писательском городке». Последние 30 экземпляров с 65 %-ной скидкой по специальной цене 2350 руб, включающей доставку по Москве в пределах МКАД, а также в Переделкине, Солнцеве, Ново-Переделкино, Одинцове.
Из рецензии: «Как нет Пушкина без Болдинской осени, так нет русской литературы ХХ века без Переделкина. Старожилы легендарного поселка, даже тот же Корней Чуковский, были уверены: однажды появится роман, в котором будет вся история Переделкина. Такого романа еще нет. Но исследование, которое связало литературный ХХ век с Переделкином, появилось — и читается лучше любого романа. Книга “Переделкино. Сказание о писательском городке” жителей поселка, журналистов и литераторов Киры Васильевой и Льва Лобова — невыдуманный роман, по которому можно изучать наше недавнее прошлое». МК, 17.02.2011.
Из рецензии: «Уникальный труд Льва Лобова и Киры Васильевой — удачный симбиоз богато иллюстрированной двуязычной краеведческой энциклопедии, подробнейшего путеводителя и историко-литературного исследования. Читается книга увлекательнее любого романа». Журнал «Профиль», № 13, 11 апреля 2011
Книга Льва Лобова и Киры Васильевой о Переделкине была удостоена диплома Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, была представлена от России на Лондонской книжной выставке-ярмарке 2011 года.
Оставить комментарий
Ко дню рождения Бориса Пастернака Главархив рассказал о студенческих годах поэта
В Главархиве хранится фонд Императорского Московского университета, в котором представлены документы об обучении Бориса Пастернака, фотоснимки юного поэта, а также его студенческое дело.
Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля (30 января по старому стилю) 1890 года в семье действительного студента Исаака Пастернака и его жены Розы. Эти сведения сохранились в архивных документах записи о рождении Бориса Пастернака.
Мальчик рос в атмосфере творчества – его отец Исаак Пастернак был талантливым художником, а позже стал академиком живописи и преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сохранилось свидетельство, выданное Исааку Пастернаку, которое позволяло беспрепятственно рисовать этюды с натуры, а также их фотографировать. Более того, в свидетельстве есть обращение к местным властям о любом содействии художнику во время его занятий.
В 1901 году Борис Пастернак поступил в Московскую 5 гимназию, где с золотой медалью и без единой четверки закончил полный восьмиклассный гимназический курс в 1908 году. Решая продолжить учебу, Борис Пастернак этом же году поступает в Московский университет на юридический факультет.
Но творческая натура берет свое – в мае 1909 года первокурсник Пастернак написал прошение декану историко-филологического факультета Московского университета о том, что хочет перевестись на данный факультет, так как он больше отвечает способностям будущего поэта. Это прошение также сохранилось в студенческом деле Пастернака.
Осень 1909 года Борис Пастернак начал уже с занятий на историко-филологическом факультете. К этому периоду относятся и первые литературные опыты поэта, которые ничуть не мешали учебе – все экзамены он сдавал «весьма удовлетворительно».
В 1912 году Борис Пастернак ненадолго прервал обучение в Москве: он уезжал в Германию изучать философию в Марбургском университете. Но уже весной 1913 года Пастернак успешно сдает все экзамены по философскому отделению в историко-филологической испытательной комиссии, тем самым завершая обучение в университете. Диплом первой степени об окончании Императорского Московского университета от 11 июня 1914 года также сохранился в его студенческом деле.
Однако к этому времени Борис Пастернак окончательно понял, что карьера ученого – не его дело. Он решил стать литератором, и вся его последующая жизнь крепко была связана с творчеством.
гид по Москве Бориса Пастернака
Строки Бориса Пастернака «Достать чернил и плакать», которые знают даже те, кто не читал ни одного из его произведений, посвящены февралю. В феврале исполнилось 130 лет со дня рождения поэта, писателя и переводчика. Предлагаем прогуляться по местам, связанным с его биографией.
Инфографика: mos.ru
Дом Веденеева: место, где родился Пастернак
Фото: mos. ru
По этому адресу расположено трехэтажное здание в стиле классицизм – типичный московский доходный дом XIX века. В историю русской литературы этот дом, принадлежавший тогда купцу Ивану Веденееву, вошел 10 февраля 1890 года – в тот день в жившей здесь семье живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман-Пастернак родился сын Борис. Молодая семья снимала шесть небольших комнат на втором этаже. После рождения ребенка Пастернаки прожили тут еще год, а потом переехали в другую квартиру.
И отец, и мать будущего поэта вспоминали то время как не самое простое в их жизни. Несмотря на то что к тому времени Леонид Осипович уже добился известности, а его картину «Вести с родины» приобрел для своей коллекции сам Павел Третьяков, денег катастрофически не хватало Веденеев требовал нешуточную сумму. Художнику приходилось подрабатывать в журналах – московских и одесских (он был родом из Одессы), давать уроки рисования. Создавать полноценные картины он не мог: комнаты были слишком тесными. Розалия Исидоровна вносила свой вклад в семейный бюджет, занимаясь с учениками музыкой.
Впрочем, это недолгое и не самое счастливое время осталось запечатленным в семейном архиве. За месяц до появления младенца в гости к Пастернакам приезжал композитор Антон Рубинштейн. Леонид Осипович быстро сделал карандашный набросок, изобразив друга слушающим музыку в кресле.
5-я Московская гимназия: годы учебы
Фото: mos.ru
Учился будущий поэт в 5-й Московской гимназии, которая находилась в старом здании на пересечении улиц Поварской и Большая Молчановка. У Бориса были хорошие музыкальные способности, он обожал творчество Александра Скрябина, и все думали, что мальчик пойдет по стопам матери-пианистки. Параллельно с учебой в гимназии он шесть лет занимался на курсе композиторского факультета консерватории, но потом понял, что музыка не его путь. Гимназию он, кстати, окончил с золотой медалью. Там же он познакомился с Владимиром Маяковским.
Сегодня это здание мы не увидим: в 1950-х годах его снесли, а на его месте построили новое. Сегодня в нем находится школа № 91.
Доходный дом И.М. Коровина: квартира Надежды Синяковой
Фото: mos.ru
Дом с эркерами, высокими подъездами, украшенными лепниной, ажурными воротами и балконами с легкими коваными решетками, построенный по проекту архитектора Ивана Кондратенко, в начале ХХ века был магнитом для творческих молодых людей. В одной из самых дешевых квартир на верхнем этаже жили богемные сестры Синяковы.
Старшая из сестер, Зинаида, была певицей – к ней в 1913–1914 годах перебрались из Харькова остальные. «Синяковых пять сестер. Каждая из них по-своему красива. В их доме родился футуризм. Во всех них поочередно был влюблен Хлебников, в Надю – Пастернак, в Марию – Бурлюк, на Оксане женился Асеев», – вспоминала о них Лиля Брик.
Родители Бориса Пастернака не одобряли увлечение сына, были против того, чтобы он посещал квартиру Синяковых, «клоаку», как они ее называли. Особенное недовольство будущий поэт вызвал, когда уехал вслед за заболевшей Надей в село Красная Поляна под Харьковом и провел там три недели. После этого их роман продлился еще почти год.
Доходный дом Первого российского страхового общества: работа над ленинианой
Фото: mos.ru
В этом здании некоторое время располагался Народный комиссариат иностранных дел. В 1924–1925 годах Борис Пастернак составлял здесь библиографию иностранных откликов на смерть Владимира Ленина. Эту неожиданную работу ему, отчаянно нуждавшемуся в то время в стабильном заработке, нашел друг литературовед Яков Черняк. В числе материалов, с которыми работал Пастернак, – 108 аннотаций некрологов, написанных на французском языке. Особое внимание он уделял текстам, созданным некоммунистическими авторами и русскими эмигрантами.
Сохранился рассказ об этой работе от первого лица. В письме сестре Жозефине Пастернак признавался: «…Мне приходится читать целыми комплектами лучшие из журналов, выходящие на трех языках. Ты даже не представляешь себе, как их много. Там подчас попадаются любопытные вещи. Я врежу себе, на них задерживаясь, так как я подряжен сдельно и вырабатываю пропорционально количеству и скорости требуемых от меня находок».
Кстати, отец Пастернака Леонид Осипович считается одним из основателей ленинианы – так в СССР называлась совокупность литературных и художественных произведений, посвященных фигуре вождя мирового пролетариата. Считается, что Леонид Пастернак первым из художников запечатлел Ленина, сделав зарисовку на одном из съездов.
Дом генерала Орлова: гувернер сына Филиппа Морица
Фото: mos.ru
Дом с богатой историей: в разное время здесь жили князь Иван Одоевский, герой Отечественной войны 1812 года генерал Михаил Орлов, художник Исаак Левитан, часто бывали Александр Пушкин и Антон Чехов.
С 1905 года и до революции 1917-го особняком владел французский фабрикант, хозяин универсального магазина на Лубянской площади, коллекционер живописи Филипп Мориц. В 1915 году сюда переехал Борис Пастернак, получив работу педагога сына хозяина Вальтера.
Поэт говорил о нем как о «славном мальчике» – ребенок не доставлял никаких хлопот. Позже он использует этот эпизод из своей молодости в «Повести», герой которой становится гувернером мальчика Гарри, сына богатого фабриканта.
Доходный дом Лазаревых: тайна встречи с Эренбургом
Фото: mos.ru
Летом 1917 года в квартире 16 поселился Борис Пастернак. Квартиру снимала его давняя подруга Фанни Збарская, получившая в том году место земского врача под Мытищами. Квартира пустовала, и хозяйка предложила поэту пожить там вместо нее.
Пастернак прожил здесь совсем недолго, но это время осталось вписанным в его биографию. Все дело в визите, который нанес в этой квартире поэту Илья Эренбург. Точнее, во впечатлении от него: у хозяина и гостя о нем сохранились совершенно разные воспоминания.
«Он читал мне стихи. Не знаю, что больше меня поразило: его стихи, лицо, голос или то, что он говорил. Я ушел полный звуков, с головной болью. Дверь внизу была заперта – я засиделся до двух», – писал Эренбург о том визите. Пастернак же отрицал, что читал стихи. Он говорил, что было наоборот: свои сочинения читал именно Эренбург и они Пастернаку совсем не понравились.
Дом Герцена: писательская дружба
Фото: mos. ru
Домом Герцена особняк на Тверском бульваре стали называть почти через 100 лет после того, как здесь родился будущий писатель-революционер. В обиход название вошло в 1920-м, когда здесь разместились Всероссийский союз писателей и другие литературные объединения. Тогда же квартиры в доме начали давать литераторам.
В 1932 году Борис Пастернак со второй супругой Зинаидой Нейгауз переехал в дом на Тверском бульваре. Это произошло благодаря дружбе с двумя писателями – Иваном Евдокимовым и Виктором Слетовым, которые выделили ему по комнате от своих квартир. Так поэт оказался в маленьком двухкомнатном жилище, где сначала не было даже электричества – его провели через несколько месяцев.
Дом кооператива «Военный строитель»: дом Лары
Фото: mos.ru
В 1946 году в этом доме с матерью, отчимом и двумя детьми жила Ольга Ивинская, ставшая последней любовью Пастернака и – по мнению многих литературных критиков – прототипом Лары в романе «Доктор Живаго». Ее дочь Ирина вспоминала, как бабушка осуждала этот роман: негоже честной женщине связываться с женатым человеком, к тому же годящимся в отцы. Когда влюбленные выходили на прогулку во внутренний двор, мать Ивинской занимала караульный пост у окон. Пастернака смешила эта слежка, и однажды он крикнул: «Смотрите, какая-то женщина хочет выброситься с шестого этажа!» Это заставило мать отойти.
Они расстались через два года, спустя еще год Ивинскую арестовали за «антисоветскую агитацию». После этого Пастернак помогал ее семье деньгами. После ее возвращения из лагеря в 1953 году они продолжили общаться. Ивинская стала заниматься издательскими делами Пастернака, поскольку тот почти не появлялся в городе, все больше предпочитая дачу. На ее адрес приходили письма, адресованные ему, в том числе те, которые были связаны с романом «Доктор Живаго», за который ему присудили Нобелевскую премию (и исключили из Союза писателей). А в 1958-м ее квартира стала местом сбора друзей и единомышленников писателя.
Доходный дом В.Н. Никифорова: «Детство Люверс»
Фото: mos.ru
Этот адрес связан еще с одним важным произведением Пастернака. В доме, похожем на замок, Пастернак снимал комнату в 1917 году. Вокруг – разруха, неподалеку был даже вырыт окоп. Здесь он написал повесть «Детство Люверс», а также поэтический цикл «Болезнь». Зимой Пастернак заболел испанкой, холодную комнату было нечем топить. На время к нему переехала мать, а отец сделал набросок, как сын лежит в кровати и читает. Позже родители забрали его к себе.
Дом Маяковского: дружба и разногласия
Фото: mos.ru
Дом главного футуриста страны распахнул свои двери в 1926 году, когда Маяковский получил квартиру на Таганке – в Гендрикове переулке, который после смерти поэта был переименован в переулок Маяковского. Четыре последних года жизни поэта прошли здесь. В квартире всегда было людно: то дружеские посиделки, то заседания редакции «ЛЕФа». Сюда часто приходил и Борис Пастернак, с которым Маяковский дружил еще с гимназии. В их отношениях было все: громкие ссоры, примирения, разногласия, взаимная критика и взаимное восхищение.
Их предпоследняя встреча прошла на новогоднем празднике в квартире Маяковского, а последняя – в Театре Мейерхольда на премьере «Бани» в середине марта 1930 года. Когда Пастернаку сообщили о смерти друга, тот поспешил в его дом. Квартира опустела. «Вдруг внизу, под окном, мне вообразилась его жизнь, теперь уже начисто прошлая. Она пошла вбок от окна в виде какой-то тихой, обсаженной деревьями улицы, вроде Поварской», – вспоминал Пастернак.
Дом-музей Бориса Пастернака: последний адрес
Фото: mos.ru
С 1939-го Пастернак стал все больше времени проводить на даче на окраине Переделкина. Здесь были созданы «Доктор Живаго», циклы стихов «Переделкино», «На ранних поездах», «Земной простор», «Когда разгуляется…», здесь он переводил Шекспира и Гете, узнал о том, что ему присудили Нобелевскую премию. Здесь же он скончался в 1960 году.
При жизни здесь его навещали Анна Ахматова, Петр Капица, Сергей Рахманинов, Корней Чуковский. После его смерти сюда стали наведываться поклонники, чтобы увидеть место, где поэт творил.
В 1980-е годы многие писатели выступили с инициативой создать тут дом-музей. Его открыли в 1990-м, событие приурочили к 100-летию со дня рождения Бориса Леонидовича. А два года назад здесь воссоздали обстановку, которая была при жизни писателя.
Источник: mos.ru
Вокруг «Доктора Живаго»: как знаменитый роман оказался в центре спора о плагиате
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,На Западе роман «Доктор Живаго» стал очень популярен после выхода в 1965 году фильма Дэвида Лина с Джули Кристи в роли Лары
Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» неожиданно оказался в центре спора о нарушении авторских прав в связи с публикацией в США и Великобритании книги американки Лары Прескотт «Секреты, которые мы хранили».
Роман Прескотт — это художественное осмысление реальных событий, связанных с активным участием ЦРУ в публикации и распространении романа «Доктор Живаго» в годы холодной войны.
Однако, по свидетельству газеты Times, внучатая племянница писателя Анна Пастернак через своих адвокатов утверждает, что некоторые фрагменты романа Прескотт содержат «поразительное количество значительных деталей», скопированных из книги Анны Пастернак «Лара», опубликованной в 2016 году.
При этом «Лара» является документальной прозой, посвященной Ольге Ивинской — любимой женщине Пастернака, вдохновившей его на создание образа Лары в романе «Доктор Живаго» — и написан с использованием писем Ивинской, ее автобиографии и семейных архивов Пастернаков.
Как пишет Times, по утверждению Анны Пастернак, сходство между ее книгой и романом Прескотт «превосходит простое вдохновение, которое писатель может законно почерпнуть из документальной прозы».
Пастернак также полагает, что Прескотт ввела в заблуждение публику, позиционируя свой роман как «нерасказанную историю» Ольги Ивинской.
Анна Пастернак — известный в Британии автор и колумнист, выпустившая в 1994 году биографическую книгу «Любовь принцессы» — о реальном романе принцессы Дианы и Джеймса Хьюитта.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Несмотря на многочисленные экранизации романа Бориса Пастернака, фильм с Омаром Шарифом в роли Юрия Живаго и Джули Кристи в роли Лары получил особое признание публики
О чем «Секреты, которые мы хранили»?
Дебютный роман американской писательницы Лары Прескотт рассказывает историю участия ЦРУ в публикации и распространении вывезенной из СССР на фотопленке рукописи «Доктора Живаго» через призму личной истории одной из сотрудниц машбюро ЦРУ.
Пышущая ненавистью к СССР русская эмигрантка Ирина, работающая машинисткой-стенографисткой, завербовывается в качестве агента по распространению романа Пастернака, который запрещен на родине и потому может стать шикарной пропагандистской уловкой для Запада.
Другая линия повествования связана непосредственно с музой Пастернака Ольгой Ивинской, ставшей прототипом образа Лары в романе «Доктор Живаго».
«Для столь запутанной книги это важно. Повествование, наполненное интересными подробностями и менее интересной прозой, катится, периодически спотыкаясь на неловких метафорах. «В эту первую ночь это «а что если» окутывало меня, как облако мошкары», — цитирует роман Прескотт рецензент New York Times.
Тем не менее книга уже получила широкий резонанс в прессе из-за интереса, который неизменно вызывает роман «Доктор Живаго», известный широкой публике в основном по ряду экранизаций.
В честь героини романа
Сама Лара Прескотт в интервью Sunday Times (пейволл), опубликованном в начале сентября, призналась, что была одержима этим романом с ранних лет, поскольку ее мать назвала ее в честь пастернаковской героини, посмотрев в свое время фильм Дэвида Лина с Джули Кристи и Омаром Шарифом в главных ролях.
Прескотт прочла этот роман впервые еще в школьные годы.
«После этого я каждый год перечитывала его — и потому что его полюбила, и потому что каждый раз выносила для себя что-то новое», — сказала она.
Идея ее собственного шпионско-любовного романа «Секреты, которые мы хранили» появилась после того, как ее отец прислал ей по электронной почте ссылку на статью Washington Post, в которой рассказывалось, как «Доктор Живаго» стал инструментом пропаганды ЦРУ в годы холодной войны.
Авторы той статьи, Питер Финн и Петра Куве, подали запрос с требованием ЦРУ рассекретить документы, касающиеся книги Бориса Пастернака, и впоследствии именно эти документы стали основой их публицистической книги «Дело «Живаго»: Кремль, ЦРУ и борьба за запрещенную книгу».
«Я думала о себе как о почитателе «Живаго», а об этом я ничего не знала, — призналась писательница в интервью Sunday Times. — Именно тогда я и стала задумываться о том, как я могла бы художественно переосмыслить и облечь в плоть эту историю, о которой знали немногие «.
Издательство Penguin Random House сообщает на своем сайте, что права на перевод и издание этого романа уже проданы в 25 стран, а известная голливудская актриса Риз Уизерспун включила эту книгу в сентябрьский список своего книжного клуба Hello Sunshine.
Согласно сайту самой Лары Прескотт, права на экранизацию ее книги приобретены продюсерскими компаниями The Ink Factory («Ночной администратор») и Mark Platt Productions («Ла-Ла Ленд»).
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Карикатура на роман «Доктор Живаго» из советского журнала «Крокодил»: на родине писателя роман был оценен по достоинству и опубликован в авторской версии только в 1980-е годы
В чем претензии Анны Пастернак?
Книга Анны Пастернак «Лара: Нерасказанная история любви, вдохновившая на создание «Доктора Живаго», вышла в 2016 году и получила хвалебные рецензии критиков.
Как теперь полагает внучатая племянница Бориса Пастернака, кое-какие фрагменты нового романа заимствованы Прескотт из этой биографической книги об Ольге Ивинской.
Times пишет, что с Пастернак связался один из ирландских рецензентов нового романа Прескотт, указавший на поразительное сходство с ее книгой «Лара», после чего Анна Пастернак заказала независимую экспертизу обоих текстов и была, как пишет газета, «шокирована» ее результатом.
Пастернак знала о том, что Прескотт работает над романом, связанным с «Доктором Живаго», и между двумя писательницами в 2018 году даже состоялась рабочая встреча, во время которой у Пастернак не возникло причин для беспокойства: Прескотт писала шпионский роман, который не должен был никак пересекаться с рассказанной ею в «Ларе» историей Ивинской.
«История любви Лары и Юрия [персонажей «Доктора Живаго»] — это история Ольги и Бориса. Она была рядом в самые важные моменты его жизни: если бы не Ивинская, он никогда бы не дописал и не опубликовал «Доктора Живаго», — призналась в 2017 году Анна Пастернак в интервью русскому изданию журнала «Татлер».
Лара Прескотт и ее издатель Penguin Random House, по свидетельству Times, сочли утверждения Анны Пастернак «необоснованными» и в своем заявлении отметили, что все юридические претензии к роману Прескотт будут оспаривать «самым серьезным образом».
Обе писательницы должны были выступить 6 октября на специальной лекции «Доктор Живаго: любовь и секреты» в рамках литературного фестиваля в английском городе Чэлтенхем, однако на сайте фестиваля появилось сообщение, что «из-за непредвиденных обстоятельств это мероприятие отменено».
Times приводит некоторые выдержки, которые стали предметом спора
Цитаты из книги Анны Пастернак «Лара»:
- «Вы слушаете «Голос Америки». Вы клевещете в адрес советских писателей, которые придерживаются патриотических взглядов, и вы до небес возносите работу Пастернака — писателя с критическим взглядом в адрес властей».
- «Борис чувствовал себя несчастным. Его раздражала невозможность уединиться и огромные оконные рамы».
- «Эта книга закрутит нас в гибельный водоворот, откуда нет возврата».
Цитаты из книги Лары Прескотт:
- «Вы слушаете «Голос Америки». Вы клевещете в адрес советских писателей, придерживающихся патриотических взглядов, и вы до небес возносите работу Пастернака — писателя с критическим взглядом в адрес властей».
- «Когда Борис впервые увидел этот дом, он заругал меня, сказав, что в доме из стекла нет никакой уединенности».
- «Эта книга закрутит нас в гибельный водоворот», — писала Ирина».
В развернувшейся в комментариях к статье в Times дискуссии один из читателей отметил, что все оспариваемые куски относятся к цитатам из исторических документов и письменных свидетельств и, соответственно, вряд ли могут считаться плагиатом.
Однако автор статьи Тони Аллен-Миллз, отвечая на комментарии, добавил: «Хочу официально заявить, что все приведенные цитаты взяты из искового заявления адвокатов Пастернак. Она [Анна Пастернак] утверждает, что Прескотт скопировала их из ее книги и не могла их найти больше нигде (в статье у меня не было возможности объяснить, что не существует перевода на английский язык русскоязычной автобиографии Ивинской. Пастернак перевела ее сама, а затем заявила, что обнаружила их слово в слово в книге Прескотт)».
Борис Пастернак: любовная драма в Марбурге | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW
10 февраля 2020 года исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося поэта и прозаика Бориса Пастернака. Если говорить о том, какую роль сыграла в его жизни и творчестве Германия, то обязательно нужно назвать Марбург. Этот небольшой город знаменит своим средневековым замком и университетом, который был основан почти 500 лет назад. В этом университете в 1912 году слушал лекции юный Борис Пастернак.
Первые известные нам стихи Пастернака датированы 1909 годом. К тому времени он уже окончил гимназию и учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Поэзия была тогда для него развлечением, и он относился к своим стихотворным опытам не слишком серьезно. Борис Пастернак отдавал сначала предпочтение музыке, но в итоге пожертвовал ею ради философии. Однако тем, как преподавали этот предмет в Московском университете, юный студент был явно не удовлетворен.
В Марбург за философией
О Марбургском университете Борис Пастернак впервые услышал в доме богатого чаеторговца Высоцкого, с дочерьми которого, Идой и Леной, он дружил. В Марбурге учился их кузен. Среди его преподавателей особенно «гремели» имена Германа Когена (Hermann Cohen) и Пауля Наторпа (Paul Natorp). Познакомившись с работами этих ученых-неокантианцев, Пастернак понял: он нашел то, что искал.
Борис Пастернак в юности
Пастернак мечтал поехать в Марбург, чтобы серьезно заняться наукой, но денег на это не было. Ему обещала помочь мать. Розалия Исидоровна, преподавательница музыки, сказала сыну, что заработает на уроках и сэкономит на хозяйственных расходах. Получив на руки 100 марок и рекомендательное письмо Борис Пастернак в апреле 1912 года выехал из Москвы в Германию. За неимением лучшего ему был отдан старый, но еще вполне добротный костюм отца.
Средневековая сказка
25 апреля он был в Марбурге. Вот как Пастернак описывает эту первую встречу с городом: «Я стоял, заломя голову и задыхаясь. Надо мной высился головокружительный откос, на котором тремя ярусами стояли каменные макеты университета, ратуши и восьмисотлетнего замка. С десятого шага я перестал понимать, где нахожусь. Я вспомнил, что связь с остальным миром забыл в вагоне… Если бы это был только город! А то какая-то средневековая сказка!»
В таком же восторге Пастернак был от университета: «Если бы тут были только профессора! А то иногда среди лекции приоткрывается грозовое готическое окно, напряжение сотни садов заполняет почерневший зал и оттуда с гор глядит вечная, великая Укоризна. Если бы тут были только профессора! А тут и Бог еще». В письмах родителям он рассказывал, как в актовом зале происходило торжественное зачисление новичков в студенты и как каждому из тысячи, и ему в том числе, ректор, подзывая к себе, пожимал руку. Так это было установлено еще XVI в веке.
Университет в Марбурге поразил Пастернака
В городе в своем первозданном виде сохранились дома, где жили Мартин Лютер (Martin Luther) и братья Гримм (Jacob und Wilhelm Grimm), учившиеся в Марбургском университете. А первым русским марбуржцем был Михайло Ломоносов.
Пастернак втягивался в учебу трудно, потом дело пошло успешнее. Но тут в Марбург приехали сестры Высоцкие, Ида и Лена, которые, путешествуя по Германии, решили навестить своего московского друга. В Иду Высоцкую юный Пастернак уже несколько лет был влюблен со всем пылом первого чувства. Сама Ида воспринимала их отношения не слишком серьезно. У избалованной вниманием дочки богатых родителей было достаточно поклонников.
Необходимость объяснения назревала давно. Сестры Высоцкие пробыли в Марбурге несколько дней. Но решающий разговор состоялся лишь в день их отъезда. В автобиографическом очерке «Охранная грамота» его предложение и отказ Иды выйти за него замуж рассматриваются Пастернаком как переломный момент в его творческой биографии. «Тот удар — исток всего», — скажет он и в одном из стихотворений, посвященном Иде Высоцкой. А самым известным стал знаменитый «Марбург»:
«В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал».
Вначале Борис Пастернак пытался преодолеть свое душевное смятение усиленными занятиями. Он приготовил два ученых доклада и выступил с ними на заседании научного общества. Ему стали предрекать блестящее философское будущее. Но поэзия уже захватывала Пастернака целиком.
Прощание с молодостью
В оставшиеся летние дни Пастернак не посещал университет. Он долго гулял по парку, слушал органную музыку… Бродил по городу, открывая для себя новый Марбург. «Ценность города была в его философской школе, но я в ней больше не нуждался, — писал Пастернак позже. — Зато у него объявилась другая: красота Марбурга как живого воплощения многовековой истории, его природа и готика. ..»
На рассвете 4 августа 1912 года Борис Пастернак уехал из Марбурга: «Прощай, философия, прощай, молодость, прощай, Германия!» В 1923 году поэт вернется сюда ненадолго, всего на два дня, чтобы снова встретиться с городом своей молодости. И до конца жизни будет вспоминать Марбург, который сделал из него поэта.
Марбург тоже не забыл его. «Прощай, философия!» — эти слова из «Охранной грамоты» можно прочитать на бронзовой мемориальной доске, расположенной на стене дома № 15 по Гиссельбергской улице (Gisselberger Straße), где Борис Пастернак прожил три летних месяца 1912 года. Есть в городе и улица, носящая его имя.
Смотрите также:
Достопримечательности Марбурга
Достопримечательности Марбурга
Этот небольшой город расположен в Гессене: на реке Лан, между Франкфуртом и Касселем. В России известен, поскольку студентами здешнего университета были выдающийся ученый Михаил Ломоносов, основоположник производства российского фарфора Дмитрий Виноградов, а также нобелевский лауреат Борис Пастернак. Последний, правда, провел в Марбурге лишь один семестр.
Достопримечательности Марбурга
Первые письменные упоминания Марбурга датированы серединой XII века. Чтобы осмотреть главные достопримечательности, достаточно одного дня, но уютные улочки, спокойная атмосфера и красивые пейзажи приглашают задержаться подольше. В ходе нашей сегодняшней прогулки мы осмотрим Старый город, он же — Верхний город (Oberstadt).
Достопримечательности Марбурга
Особую роль в истории Марбурга сыграла Елизавета Тюрингская (1207-1231) — принцесса из венгерской династии Арпадов. Рано лишившись мужа — ландграфа Тюрингии, умершего от чумы во время крестового похода, в 1228 году она избрала это место в качестве вдовьей резиденции, основала здесь госпиталь и отдавала служению обездоленным все свое время, следуя идеалам монахов-францисканцев.
Достопримечательности Марбурга
Проповедница бедности и милосердия, она скончалась в 24-летнем возрасте и скоро была канонизирована. В Марбург тогда же потянулись паломники со всей Европы. В 1235 году Тевтонский орден заложил над могилой Святой Елизаветы новый храм — первую в Германии церковь, возведенную в чистом готическом стиле, то есть без элементов романики, которая предшествовала этой эпохе.
Достопримечательности Марбурга
В 1248 году Марбург стал резиденцией гессенских ландграфов. Произошло это в ходе борьбы за тюрингское наследство: София Брабантская, дочь Святой Елизаветы, провозгласила своего малолетнего сына Генриха ландграфом и в ходе многолетней войны добилась независимости Гессена. В это время в Марбурге укрепили и расширили стену, защитив Верхний город.
Достопримечательности Марбурга
Помимо изображений Елизаветы Тюрингской сейчас здесь повсюду можно увидеть красно-белых гессенских львов. Правда, свое значение в качестве города-резиденции Марбург начал утрачивать почти сразу после смерти ландграфа Генриха I в 1308 году и разделения владений между двумя его сыновьями.
Достопримечательности Марбурга
Новый этап в истории города начался в годы Реформации. Тогдашний гессенский ландграф Филипп I Великодушный (1504-1567), родившийся в Марбурге, был ревностным приверженцем идей Мартина Лютера. В 1527 году он создал здесь протестантский университет — самый старый из до сих пор действующих протестантских университетов в мире. Имя основателя увековечено в его названии.
Достопримечательности Марбурга
В этом доме в переулке Вендельгассе в 1736-1739 годах жил российский студент Михаил Ломоносов. В 2012 году на территории университета был открыт памятник, изображающий его в юности. Среди других знаменитых марбургских студентов и преподавателей — писатели братья Гримм, философы Ханна Арендт, Мартин Хайдеггер и Юрген Хабермас, лауреат первой Нобелевской премии по медицине Эмиль Адольф фон Беринг.
Достопримечательности Марбурга
Гуляя по городу, рассматриваем богато украшенные резьбой и разными фигурами фасады домов, словно в музее под открытым небом. В XVI-XVII веках Марбург являлся постоянным предметом спора между Кассельской и Дармштадтской линиями Гессенского дома, при этом продолжая терять свое значение. В наполеоновские времена здесь были разобраны укрепления, но замок над городом не пострадал.
Достопримечательности Марбурга
В 1866 году Гессенское курфюршество стало частью Прусского королевства, что позитивно сказалось на развитии города и университета. Во время Второй мировой войны Марбург почти не пострадал от бомбардировок, во многом сохранив свой исторический облик. В 1947 году здесь был основан Марбургский союз — профессиональное объединение немецких врачей, символом которых мы завершаем эту нашу прогулку.
Автор: Максим Нелюбин
Профиль растений Pastinaca sativa (дикий пастернак)
|
Символ | Научное название |
---|---|
PASAP | Pastinaca sativa L. var. pratensis чел. |
База данных растений включает следующие 1 подвид Pastinaca sativa . Щелкните внизу карту-миниатюру или название для профилей подвидов.
Ядовитый сорняк Информация | |
---|---|
Этот завод внесен в список U.С. федеральный правительство или государство. Общие имена взяты из государственных и федеральных списки. Нажмите на название места, чтобы получить полный ядовитый сорняк список для этого местоположения или щелкните здесь, чтобы просмотреть составной список все федеральные и государственные вредные сорняки. | |
Огайо дикий священник Запрещенный ядовитый сорняк |
U. С. Вид Информация | |
---|---|
Пастинака сатива пастернак дикий пастернак Согласно указанным ниже авторитетным источникам, это растение может быть сорным или инвазионным.Это растение может быть известно под одним или несколькими общими названиями в разных местах, некоторые из них перечислены выше. Щелкните аббревиатуру, чтобы просмотреть каждый список сорняков, или щелкните здесь, чтобы просмотреть составной список Сорняки США | |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ | Ассортимент авторов. Государственные списки ядовитых сорняков для 46 штатов . Государственные департаменты сельского хозяйства или природных ресурсов. |
KY | Хараган, П. Д. 1991. Сорняки Кентукки и соседних штатов: полевой справочник . Университетское издательство Кентукки. Лексингтон, Кентукки. |
NE&GP | Stubbendieck, J. , G.Y. Friisoe и M.R. Bolick. 1994. Сорняки Небраски и Великих равнин . Министерство сельского хозяйства Небраски, Бюро растениеводства. Линкольн, Небраска. |
SEEPPC | Юго-восточный совет по экзотическим вредителям растений. 1996 г. Инвазивные экзотические вредные растения в Теннесси (19 октября 1999 г.).Комитет по исследованиям Совета по экзотическим вредителям штата Теннесси. Теннесси. |
WI | Хоффман, Р. и К. Кирнс (ред.). 1997. Висконсинское руководство по рекомендациям по борьбе с экологически инвазивными растениями . Департамент природных ресурсов Висконсина. Мэдисон, Висконсин. |
Еда
Источник | Крупные млекопитающие | Мелкие млекопитающие | Водяные птицы | Наземные птицы |
---|
Крышка
Источник | Крупные млекопитающие | Мелкие млекопитающие | Водяные птицы | Наземные птицы |
---|
Дикий пастернак — Информация об инвазивных видах в Нью-Йорке
Введение и распространение | Среда обитания, биология и экология | Воздействие | Профилактика | Контроль и управление | Карта распределения Нью-Йорка
Пастернак дикий (Pastinaca sativa). Лесли Дж. Мехрхофф, Университет Коннектикута, Bugwood.orgВведение и распространение
Пастернак дикий ( Pastinaca sativa ) — двухлетнее / многолетнее растение, произрастающее в Евразии. По внешнему виду он выглядит и пахнет очень похоже на культурный пастернак (на самом деле, дикий пастернак является частью семейства Apiaceae (или Umbelliferae), в которое входят морковь, сельдерей, петрушка, пастернак, ангелика и кружево королевы Анны, большинство из которых являются ароматические растения с полыми стеблями). Считается, что он сбежал от пастернака, который изначально выращивался.В среднем за год растение обычно может вырасти до 4 футов (1,2 м) в высоту. Дикий пастернак распространен на севере США и юге Канады. Его ареал простирается от Вермонта до Калифорнии и на юг до Луизианы (он не встречается на Гавайях, Миссисипи, Алабаме, Джорджии и Флориде). Зарегистрированные популяции можно найти по всему штату Нью-Йорк, причем самые высокие концентрации обнаружены в Нижней долине Гудзона, Катскиллс и южном Адирондаке.
Североамериканский ареал дикого пастернака (Pastinaca sativa).База данных USDA PLANTS, июль 2014 г.Среда обитания, биология и экология
Дикий пастернак — травянистое растение, которое может вырастать от 4-5 футов (123-150 см) в высоту. Он может выжить в широком диапазоне условий окружающей среды, от сухих почв до влажных лугов. Лучше всего растет на богатых известковых, щелочных, влажных почвах. Обычно он растет вдоль дорог, на пастбищах и на заброшенных полях или в любом месте, где почва нарушена, а местная растительность еще не полностью прижилась.
Корни обычно гладкие и цилиндрические, хотя иногда из центрального стержневого корня вырастают боковые корни.
Сеянцы появляются с февраля по апрель, образуют розетки в первый год своего существования и растут вегетативно в течение одного или нескольких лет, после чего образуют воздушный побег (называемый «болт») и зацветают. Дикий пастернак образует розетку из широких, голых, яйцевидных, сложных перистых листьев длиной до 6 дюймов (15,2 см), заканчивающихся несколькими парами листочков с зубчатыми краями; они могут вырасти до 16 дюймов (40 см) в длину. Листочки расположены попарно вдоль стебля. Нижние листья имеют короткие стебли, верхние — бесстебельные. Листья при раздавливании издают резкий запах. Во время вегетационного периода дикий пастернак постоянно производит и теряет листья. Цветоножка развивается из розетки на второй год и может вырасти до 4-5 футов (123-150 см). Он желобчатый, опушенный и, за исключением узлов, полый. Стебель малоразветвленный. За зиму над землей растения дикого пастернака отмирают, и на каждом растении остается только один или два листа.
Первогодний рост дикого пастернака. Патрик Дж. Александр @ База данных по растениям USDA-NRCS. Крупный план листьев дикого пастернака. Патрик Дж. Александер @ База данных USDA-NRCS PLANTSСтебли дикого пастернака полые, кроме узлов. Фото: Департамент охраны природы штата Миссури | Стебель дикого пастернака. Лесли Дж. Мехрхофф, Университет Коннектикута, Bugwood. org |
Каждое растение дикого пастернака дает сотни маленьких желтых цветков, которые цветут с июня до середины июля.Цветы расположены в виде рыхлого сложного зонтика (структура, состоящая из нескольких коротких цветоножек, которые расходятся из общей точки и напоминают ребра зонтика). Зонтик может иметь диаметр от 4 до 8 дюймов (от 10 до 20 см). Цветки состоят из пяти желтых лепестков, загнутых внутрь, пяти тычинок и одного пестика. Крупные, от соломенного до светло-коричневого цвета семена, которые вырабатываются цветочными головками, имеют округлую или овальную форму, плоские, слегка ребристые с узкими крыльями и имеют длину 1 ½ — 3 дюйма (4 — 8 мм).Семена созревают к началу июля. Растения погибают после появления семян; мертвый стебель останется стоять всю зиму. Семена могут сохранять всхожесть в почве в течение четырех лет. Смертность всходов высокая; менее 1% сеянцев доживают до созревания и воспроизводства.
Пастернак дикорастущий двухлетнего роста. Фото: Руководство по идентификации сорняков Virginia Tech Weed ID | Зрелый цветущий дикий пастернак. Фото: добавочный номер Массачусетского университета |
Воздействие
Воздействие на окружающую среду:
Дикий пастернак вторгается в нарушенные открытые местообитания и преобразует их. На укоренившиеся поля и луга маловероятно вторжение, но пастернак может хорошо прижиться по краям и на нарушенных территориях.Как только начинается заражение, оно может распространиться на прилегающие территории и образовывать густые насаждения на высококачественных полях и лугах. Дикий пастернак также очень устойчив на участках, которые остаются нарушенными или голыми, например, на тропах, обочинах дорог и на полосах отвода.
Воздействие на здоровье человека:
Хотя корни дикого пастернака съедобны, это растение вырабатывает в своих листьях, стеблях, цветках и плодах соединение, которое вызывает интенсивное локальное жжение, сыпь, сильные пузыри и обесцвечивание при контакте с кожей в солнечные дни.Это состояние, известное как фитофотодермит, вызвано фуранокумарином, содержащимся в соке. Это не аллергическая реакция, это химический ожог, вызванный повышенной чувствительностью кожи к солнечному свету. Пораженные участки могут оставаться обесцвеченными и чувствительными к солнечному свету до двух лет, подобно контакту с гигантским борщевиком, но не столь серьезным. Эта реакция возникает не при контакте с листвой растения, а только при контакте с соком.
Контакт может происходить при работе, походах и сборе урожая, в том числе при посещении предприятий u-pick. Чтобы снизить риск воздействия сока дикого пастернака, при проведении таких мероприятий следует носить рубашки с длинными рукавами, перчатки и длинные брюки.
При контакте с соком дикого пастернака следует немедленно прикрыть открытую кожу, чтобы предотвратить реакцию на солнечный свет (но эта область будет оставаться сенсибилизированной в течение примерно восьми часов). Место контакта следует промыть теплой водой с мягким мылом. Если воздействие солнечных лучей вызывает ожог и образование волдырей, пораженный участок следует накрыть прохладной влажной тканью, чтобы облегчить боль.Кожу с волдырями не следует подвергать воздействию солнечных лучей, чтобы избежать дальнейшего ожога. Если волдыри сильные, обратитесь к врачу. Лекарства от ожогов пастернаком нет; однако местный или системный стероид кортизона может уменьшить дискомфорт.
Ожоги дикого пастернака. Эндрю Линк, Lacrosse Tribune 2013Эфирное масло корней пастернака содержит большой процент миристицина, сильного человеческого галлюциногена.
Дикий пастернак регулируется в Огайо, Иллинойсе, Теннесси и Висконсине.
Предотвращение создания и распространения
Удалите новые заражения, пока они еще маленькие. Избегайте скашивания участков с диким пастернаком при наличии жизнеспособных семян, поскольку оборудование легко распространяет семена на новые участки. Очистите косилочное оборудование перед тем, как перейти с участка с диким пастернаком на участок без него. По возможности планируйте уборку / скашивание участков без дикого пастернака, прежде чем переходить на поля, где он есть. Время контролировать усилия по предотвращению распространения растения.
Контроль и управление
Управленческие решения должны основываться на качестве территории, степени заражения и использовании зараженной территории людьми или домашним скотом.
Ручное управление маленькими участками эффективно. Срежьте корень на 1 дюйм ниже земли, используя такой инструмент, как лопата, или удалите растения вручную, взявшись за стебель прямо над землей. Эти меры контроля следует предпринять до того, как дикие растения пастернака пойдут на семена. Если тянуть вручную после образования семян, примите меры для уничтожения семян. На небольших участках, где есть посевной материал, срежьте верхушки кусачками, поместите семенные головки в прозрачный пластик и дайте им загнить.
Кошение — Косите, когда растения впервые зацветают, но до того, как семена увеличиваются.На этой стадии растения исчерпали свои корневые ресурсы и часто погибают при срезании. Некоторые растения дают новые всходы, поэтому может потребоваться повторный покос. При использовании любого типа косилочного оборудования примите меры, чтобы сок растений не попал на открытые участки кожи. При скашивании могут быть предпочтительны розетки дикого пастернака, поскольку на них может попадать больше солнечного света, а также уменьшается количество растений, конкурирующих с ними за свет и питательные вещества.
Химические вещества — Гербициды общего назначения, такие как глифосат или триклопир, могут применяться в качестве точечной обработки базальных розеток. Обязательно соблюдайте все требования на этикетке и государственные требования.
Biocontrol — В настоящее время нет известных эффективных вариантов. Паутинный червь пастернака поражает отдельные растения, но, как известно, не может значительно повредить большие участки.
Запланируйте долгосрочный мониторинг участка на предмет появления всходов из семенного банка.
Какой бы метод контроля ни применялся, обязательно примите меры по защите кожи и глаз от контакта с соком растений.
Карта распределения Нью-ЙоркаНа этой карте показаны подтвержденные наблюдения (зеленые точки), переданные в базу данных по инвазивным видам штата Нью-Йорк.Отсутствие данных не обязательно означает отсутствие вида на этом участке, но то, что о нем не сообщалось там. Для получения дополнительной информации посетите iMapInvasives.