Тихоокеанский флот ВМФ России — история создания и состав флота России
Эмблема Тихоокеанского флота России Нарукавная эмблема Тихоокеанского флота Флаг ВМФ России Тихоокеанский флот (ТОФ) — оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота России. Тихоокеанский флот России, как составная часть Военно-Морского Флота и Вооруженных Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в азиатско-тихоокеанском регионе. Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск. Штаб Тихоокеанского флота располагается во Владивостоке.Основные задачи
- поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания;
- защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности;
- обеспечение безопасности судоходства;
- выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.)
История
Тихоокеанский флот в XVIII-XIX вв.
Для защиты восточных рубежей Российской империи, морских торговых путей и промыслов 10 мая 1731 г. была создана русская военная флотилия на Дальнем Востоке с главной базой в Охотске, позже получившая название Сибирской. Состояла она, в основном, из малотоннажных судов.
До начала XIX в. преобразования в Сибирской военной флотилии шли медленно. Изучение дальневосточных границ Российской империи началось во время первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 гг. под командованием адмирала И.Ф. Крузенштерна и капитана 1 ранга Ю.Ф. Лисянского. На корабле «Надежда» моряки И.Ф. Крузенштерна обследовали и подробно описали берега о. Сахалин, провели гидрографические и метеорологические исследования.
Большой вклад в изучение и охрану дальневосточных рубежей России внесли и моряки флотилии Балтийского флота, направленные для содействия Российско-американской компании в 1806-1814 гг.
В 1849-1855 гг. изучение акватории Охотского моря было продолжено командой судна «Байкал» под руководством адмирала Г.И. Невельского. Экспедиция обследовала юго-западное побережье Охотского моря и устье р. Амур, смогла подтвердить наличие пролива между о. Сахалин и континентом.
В 1849 г. для более надежной охраны побережья и Курильских островов главная база Сибирской флотилии была перенесена в Петропавловский порт (ныне — Петропавловск-Камчатский). Связано это было с тем, что Охотское море зимой замерзает.
С началом Крымской войны (1853-1856) в зоне действия Сибирской военной флотилии существовала реальная угроза нападения с моря англичан и французов. Для защиты основных баз флота — Владивостока, Охотска и Петропавловского порта — флотилия имела незначительное количество военных судов.
18 августа 1854 г. перед Петропавловским портом появилась англо-французская эскадра под командованием контр-адмиралов Прейса и Ф. де Пуанта в составе трех фрегатов, корвета и парохода, имевшая на вооружении 218 орудий и около 2000 человек личного состава.
Руководил обороной порта генерал-губернатор Камчатки генерал-майор В.С. Завойко, в распоряжении которого находилось около 1000 человек Петропавловского гарнизона. В гавани стояли фрегат «Аврора» (командир — капитан-лейтенант И.Н. Изыльметьев) и военный транспорт «Двина». На кораблях и семи береговых батареях имелось всего 67 орудий.
20 августа англо-французская эскадра начала военные действия, сосредоточив огонь всех орудий на батареях береговой обороны русских. После двух атак часть кораблей англо-французской эскадры получили повреждения, ее потери в живой силе составили 450 человек. Потери защитников Петропавловского порта составили около 100 бойцов.
27 августа союзная эскадра ушла в открытое море, но военные действия в Охотском море также не принесли ей успеха.
В 1855 г. главная база Сибирской военной флотилии была перенесена в более защищенный порт – Николаевск.
Правительство России стало все больше обращать внимание на экономическую и военную мощь Приморья. Было начато интенсивное изучение побережья Охотского моря, Курильских островов и полуострова Камчатка, а также разработан целый комплекс поощрений и льгот для привлечения морских офицеров в Сибирскую военную флотилию. Однако боевая мощь флотилии оставалась на невысоком уровне. Несколько улучшилось ее положение после перевода в 1894 г. на Дальний Восток Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала С.О. Макарова.
XX век
Во время русско-японской войны (1904-1905) часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской и Владивостокской эскадр и принимала участие в сражениях.
Всему миру известен легендарный подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Они вступили в неравный бой с 14 боевыми японскими кораблями, предпочитая гибель позорному плену. Имена «Варяг» и «Кореец» стали символами мужества и верности флагу, перед которыми преклоняется все человечество. Память о подвиге русских моряков веками будет служить примером воспитания у российских моряков мужества, бесстрашия, верности долгу и Отечеству.
Немало ярких подвигов совершили моряки во время героической обороны Порт-Артура.
Вечной славой покрыли себя экипажи кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры — погибших в Цусимском сражении (14-15 мая 1905 г.) броненосцев «Бородино», «Князь Суворов», эскадренного броненосца «Наварин», броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» и других.
Трагический исход русско-японской войны выявил необходимость усиления морских сил на Тихом океане. К 1914 г. Сибирская военная флотилия уже насчитывала в своем составе два крейсера, девять эсминцев, десять миноносцев, восемь подводных лодок.
Во время Первой мировой войны (1914-1918) часть кораблей Сибирской флотилии была передана в состав других флотов, а оставшиеся корабли конвоировали караваны транспортов, следовавших из США во Владивосток с военными грузами. В те годы корабли Сибирской военной флотилии участвовали в боевых действиях на Северном и Средиземноморском морских театрах.
В годы Гражданской войны и военной интервенции (1918-1922), в июле 1918-го, флотилия была захвачена интервентами. Моряки покинули корабли и приняли участие в боях с захватчиками на суше.
В те тяжелые годы был потерян практически весь корабельный состав. Часть кораблей были уведены за границу, другие пришли в негодность из-за развала промышленной и ремонтной базы.
В годы восстановления народного хозяйства в составе морских сил Дальнего Востока насчитывалось лишь несколько сторожевых кораблей, катеров и судов морской пограничной охраны.
К 1932 г. на флоте были восстановлены, достроены и частично модернизированы все ценные в боевом отношении корабли. Началось строительство новых кораблей и боевых средств. Этому способствовал быстрый рост тяжелой промышленности и всего народного хозяйства страны. Усилиями россиян были расширены и переоборудованы судостроительные заводы и судоремонтные предприятия Дальнего Востока.
Флот на Тихом океане строил весь Советский Союз. С Балтики и Черного моря по железной дороге доставлялись торпедные катера, самолеты, подводные лодки – «малютки», береговые орудия, закладывались основы мощного флота. 11 января 1935 г. морские силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ).
Знаменательным событием в истории флота было появление в 1933 г. в дальневосточных водах первой отечественной подводной лодки, построенной рабочими Дальзавода.
В 1936 г. в составе флота появились первые эскадренные миноносцы, новые быстроходные тральщики и средние подводные лодки, имевшие более мощное вооружение и совершенные механизмы.
Впервые в мировой истории, совершив труднейший переход Северным морским путем, в состав флота вошли эскадренные миноносцы «Войков» и «Сталин», существенно укрепив боевые возможности молодого флота.
В 1937 г. было образовано Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова — кузница кадров для Тихоокеанского флота.
В ходе вооруженных конфликтов между СССР и Японией у озера Хасан (1938) и на Халхин-Голе (1939) Тихоокеанский флот прошел проверку на боевую готовность. За отличие в боях 74 моряка-тихоокеанца были награждены орденами и медалями и сотни — знаком «Участник Хасанских боев».
Великая Отечественная война
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Тихоокеанский флот не только бдительно охранял морские рубежи на Дальнем Востоке, но и оказывал посильную помощь сражающимся фронтам и флотам. Только в 1942 г. ТОФ отправил на фронт более 100 тыс. человек. Общее число моряков-тихоокеанцев и амурцев, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой, на Волге, оборонявших Севастополь и Ленинград, Северный Кавказ и Заполярье, достигло 153 тыс. человек. Силы флота обеспечивали охрану внутренних и внешних коммуникаций, ставили оборонительные минные заграждения, охраняли побережье.
На заключительном этапе Второй мировой войны, с 9 августа по 2 сентября 1945 г., флот, взаимодействуя с войсками 1-го Дальневосточного фронта, высадил морские десанты в порты противника на маньчжурском и корейском плацдармах. Авиация флота наносила удары по военным объектам японцев в Северной Корее.
Беспримерную храбрость, мужество и высокое мастерство проявили тихоокеанцы в боях с фашистами и японскими милитаристами. За мужество и героизм более 30 тыс. матросов и офицеров награждены орденами и медалями, 43 из них удостоены звания Герой Советского Союза. 19 кораблям, частям и соединениям флота присвоено звание гвардейские, 13 — почетные наименования, 16 награждены орденами.
Вторая мировая война подтвердила, что России объективно необходимо иметь на Тихом океане военно-морской флот.
Послевоенный период
В послевоенный период Тихоокеанский флот претерпел коренные качественные изменения. Он был оснащен самыми совершенными видами вооружения — подводными и надводными кораблями, ракетоносцами с большой автономностью плавания, неограниченной мореходностью и ударной мощью. Все это позволило ему из прибрежных вод закрытых морей выйти на просторы Мирового океана.
В числе первых длительное плавание для выполнения учебно-боевых задач совершили подводные лодки, которыми командовали капитан 2 ранга Ю.В. Дворников, капитаны 3 ранга А.М. Смолин и Г.С. Яковлев.
В декабре 1963 г. с Северного флота, совершив переход подо льдами Арктики, в состав флота прибыли первые атомные подводные лодки. Командирам кораблей капитану 1 ранга А.П. Михайловскому и капитану 2 ранга Н.Р. Дубяге было присвоено звание Герой Советского Союза. Многие офицеры и матросы за мужество и героизм были награждены орденами и медалями.
Яркую страницу в историю флота вписали экипажи атомных подводных лодок «К-116» и «К-133», совершивших в феврале-марте 1966 г. кругосветное плавание под водой. Командирам подводных лодок капитанам 2 ранга В.Т. Виноградову и Л.Н. Столярову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, весь личный состав награжден орденами и медалями, а подводные лодки удостоены звания гвардейских.
Флот стал пополняться самыми современными подводными лодками и надводными кораблями. К началу 1970-х гг. на Тихом океане был создан новый океанский ракетно-ядерный флот. Он успешно выполнил важнейшую задачу — стратегического сдерживания от развязывания широкомасштабной войны с применением как обычных, так и ядерных средств. Сложившийся со второй половины XX в. ракетно-ядерный паритет между СССР и США и баланс сил на Тихом океане в целом оказал благотворное воздействие на экономическое развитие и сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
С 1968 г. плавание кораблей флота в Тихом и Индийском океанах стало обычным явлением. Смелость, мужество и выносливость моряков-тихоокеанцев, упорный и решительный характер, чувство долга, доведенное до самоотвержения, выковывались в дальних океанских походах, суровых полярных морях и знойных тропических широтах.
Золотыми буквами в историю флота после войны вписаны славные дела экипажей легких крейсеров «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин», ракетных крейсеров «Адмирал Фокин», «Варяг», эскадренных миноносцев «Возбужденный», «Вдохновенный», больших противолодочных кораблей «Василий Чапаев», «Адмирал Октябрьский», «Адмирал Трибуц» и многих других, которые неоднократно с честью выполняли задачи боевой службы, океанских походов, официальных визитов в различные страны мира.
Десятки кораблей и частей награждены вымпелами министра обороны «За мужество и воинскую доблесть», памятными знаками, завоевали призы главнокомандующего ВМФ по различным видам боевой и тактической подготовки.
На боевом счету тихоокеанцев — очистка порта Читагонг (Бангладеш) от затонувших кораблей и взрывоопасных предметов в 1972 г., боевое траление в Суэцком заливе (Египет) в 1974 г., охрана судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе.
Вехой в истории Тихоокеанского флота стало освоение тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск» и их боевая деятельность.
Многие десятилетия Тихоокеанский флот как составная часть Военно-морского флота и Вооруженных Сил Российской Федерации стоит на страже интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Новейшая история
В настоящее время на ТОФ сохраняются стратегические ядерные силы, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и морской зонах, морская ракетоносная и противолодочная авиация, сухопутные войска, береговые ракетные части и морская пехота.
Силы флота успешно решают поставленные задачи в море. Это подтверждают и итоги 2010 учебного года. Тихоокеанцы принимали участие в крупномасштабном оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». Во время проведения учения были выполнены десятки боевых упражнений, включающих ракетные стрельбы с пусками различной дальности, артиллерийские, торпедные стрельбы, бомбометания, полеты авиации.
Своеобразным итогом учебно-боевой деятельности сил и войск флота за 2010 г. стало завоевание восьми призов главнокомандующего ВМФ по различным видам деятельности.
В последние годы значительное место в деятельности ТОФ занимает выполнение внешнеполитических акций в различных районах Мирового океана. Корабли и личный состав флота принимали участие в выполнении миссии Организации Объединенных Наций в зоне Персидского залива, совершали официальные визиты в порты Вьетнама, Джибути, Индии, Индонезии, Йемена, Китая, Омана, Сингапура, США, Таиланда, Франции, Шри-Ланки и Японии.
Военные делегации и отряды кораблей военно-морских сил Австралии, Великобритании, Китая, Республики Корея, Мексики, Перу, США, Франции, Японии посещали главную базу Тихоокеанского флота — Владивосток.
С 1996 г. Россия является постоянным участником Симпозиума военно-морских флотов стран западной части Тихого океана.
С кораблями военно-морских сил США и Японии корабли Тихоокеанского флота отрабатывали совместные действия в ходе учений по оказанию помощи терпящим бедствие на берегу и в море. С кораблями военно-морских сил других стран АТР в ходе визитов проводились учения по связи и маневрированию.
С декабря 2008 г. корабли Тихоокеанского флота регулярно и успешно обеспечивают безопасность судоходства в районе Аденского залива. В этом опасном районе Индийского океана побывало уже несколько отрядов кораблей ТОФ.
Международный аспект деятельности ТОФ представляет хорошую перспективу для укрепления мер доверия в АТР, поддержание стабильности в зоне ответственности флота.
Пункты базирования
В число основных пунктов базирования Тихоокеанского флота входят Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Советская Гавань, Павловское, Ольга, Владимир, Корсаков. Штаб флота расположен во Владивостоке.
Боевые корабли Тихоокеанского флота по состоянию на 2014 год.
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
---|---|---|---|
ПЛАРБ | К-223 «Подольск» | пр.667БДР | 1979 |
ПЛАРБ | К-433 «Святой Георгий Победоносец» | пр.667БДР | 1980 |
ПЛАРБ | К-44 «Рязань» | пр.667БДР | 1982 |
ПЛАРБ | К-550 «Александр Невский» | пр.955 | 2013 |
ПЛАРК | К-132 «Иркутск» | пр.949А | 1988 |
ПЛАРК | К-442 «Челябинск» | пр.949А | 1990 |
ПЛАРК | К-456 «Тверь» | пр.949А | 1992 |
ПЛАРК | К-186 «Омск» | пр.949А | 1993 |
ПЛАРК | К-150 «Томск» | пр.949А | 1996 |
ПЛА | К-322 «Кашалот» | пр.971 | 1988 |
ПЛА | К-391 «Братск» | пр.971 | 1989 |
ПЛА | К-331 «Магадан» | пр.971 | 1990 |
ПЛА | К-419 «Кузбасс» | пр.971 | 1992 |
ПЛА | К-295 «Самара» | пр.971 | 1995 |
ДПЛ | Б-260 «Чита» | пр.877 | 1981 |
ДПЛ | Б-445 «Святой Николай Чудотворец» | пр.877 | 1988 |
ДПЛ | Б-394 | пр.877 | 1988 |
ДПЛ | Б-464 «Усть-Камчатск» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-494 «Усть-Большерецк» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-187 | пр.877 | 1991 |
ДПЛ | Б-190 «Краснокаменск» | пр.877 | 1992 |
ДПЛ | Б-345 «Могоча» | пр.877 | 1994 |
ТАРКР | «Адмирал Лазарев» | пр.11442 | 1984 |
РКР | «Варяг» | пр.1164 | 1989 |
БПК | «Маршал Шапошников» | пр.1155 | 1985 |
БПК | «Адмирал Трибуц» | пр.1155 | 1986 |
БПК | «Адмирал Виноградов» | пр.1155 | 1988 |
БПК | «Адмирал Пантелеев» | пр.1155 | 1991 |
ЭМ | «Бурный» | пр.956 | 1988 |
ЭМ | «Быстрый» | пр.956 | 1989 |
ЭМ | «Безбоязненный» | пр.956 | 1990 |
МРК | «Смерч» | пр.12341 | 1984 |
МРК | «Иней» | пр.12341 | 1987 |
МРК | «Мороз» | пр.12341 | 1989 |
МРК | «Разлив» | пр.12341 | 1991 |
МПК | «Холмск» | пр.1124М | 1985 |
МПК | МПК-221 | пр.1124М | 1987 |
МПК | «Кореец» | пр.1124М | 1989 |
МПК | «Советская Гавань» | пр.1124М | 1990 |
МПК | МПК-107 | пр.1124М | 1990 |
МПК | «Метель» | пр.1124М | 1990 |
МПК | МПК-82 | пр.1124М | 1991 |
МПК | «Усть-Илимск» | пр.1124М | 1991 |
РКА | Р-79 | пр.12411Т | 1984 |
РКА | Р-261 | пр.12411 | 1988 |
РКА | Р-297 | пр.12411 | 1990 |
РКА | Р-298 | пр.12411 | 1990 |
РКА | Р-11 | пр.12411 | 1991 |
РКА | Р-14 | пр.12411 | 1991 |
РКА | Р-18 | пр.12411 | 1992 |
РКА | Р-19 | пр.12411 | 1992 |
РКА | Р-20 | пр.12411 | 1993 |
РКА | Р-24 | пр.12411 | 1994 |
РКА | Р-29 | пр.12411 | 2003 |
МТЩ | МТ-264 | пр.266МЭ | 1989 |
МТЩ | МТ-265 | пр.266МЭ | 1989 |
БТЩ | БТ-100 | пр.1265 | 1984 |
БТЩ | БТ-325 | пр.1265 | 1985 |
БТЩ | БТ-114 | пр.1265 | 1987 |
БТЩ | БТ-232 | пр.1265 | 1988 |
БТЩ | БТ-245 | пр.1265 | 1989 |
БТЩ | БТ-256 | пр.1265 | 1990 |
БТЩ | БТ-215 | пр.1265 | 1991 |
РТЩ | РТ-471 | пр.1258 | 1979 |
БДК | «Ослябя» | пр.775/II | 1981 |
БДК | «Адмирал Невельской» | пр.775/II | 1982 |
БДК | «Пересвет» | пр.775/III | 1991 |
БДК | «Николай Вилков» | пр.1171 | 1974 |
ДКА | Д-107 | пр.11770 | 2010 |
ДКА | Д-704 | пр.1176 | 1976 |
ДКА | Д-70 | пр.1176 | 1981 |
ДКА | Д-57 | пр.1176 | 2007 |
Суммарно ТОФ:
Подводные лодки: 22
4 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, 5 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 5 многоцелевых атомных подводных лодок, 8 дизельных подводных лодок
Надводные корабли: 50
1 тяжелый атомный ракетный крейсер, 1 ракетный крейсер, 4 больших противолодочных корабля, 3 эсминца, 8 малых противолодочных кораблей, 4 малых ракетных корабля, 11 ракетных катеров, 2 морских тральщика, 7 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера
Ссылки
https://www.russian-ships.info/today/
https://armsdata.net/nuclear/074.html
https://structure.mil.ru/structure/forces/type/navy/pacific/history.htm
https://flot.com/
https://ru.wikipedia.org
Видео
История : Министерство обороны Российской Федерации
Для защиты дальневосточных территорий Российской империи, морских торговых путей и промыслов 10 мая 1731 г. была создана русская военная флотилия на Дальнем Востоке с главной базой в Охотске, позже получившая название Сибирской. Состояла она, в основном, из малотоннажных судов.
До начала XIX в. преобразования в Сибирской военной флотилии шли медленно. Изучение дальневосточных рубежей Российской империи началось во время первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 гг. под командованием адмирала И.Ф. Крузенштерна и капитана 1 ранга Ю.Ф. Лисянского. На корабле «Надежда» моряки И.Ф. Крузенштерна обследовали и подробно описали восточные берега о. Сахалин, провели гидрографические, астрономические и метеорологические исследования.
Свою лепту в изучение и охрану дальневосточных рубежей России внесли и моряки флотилии Балтийского флота, направленные для содействия Российско-американской компании в 1806-1814 гг.
В 1849-1855 гг. изучение акватории Охотского моря было продолжено командой судна «Байкал» под руководством адмирала Г.И. Невельского. Экспедиция обследовала юго-западное побережье Охотского моря и устье р. Амур, смогла подтвердить наличие пролива между о. Сахалин и континентом.
Так как Охотское море зимой замерзает, и судоходство на нем прекращается, в 1849 г. для более надежной охраны побережья и Курильских островов главная база Сибирской флотилии была перенесена в Петропавловский порт (ныне — Петропавловск-Камчатский).
С началом Крымской войны (1853-1856) в зоне действия Сибирской военной флотилии существовала реальная угроза нападения с моря англичан и французов. Для защиты основных баз флота — Владивостока, Охотска и Петропавловского порта — флотилия имела незначительное количество военных судов.
18 августа 1854 г. перед Петропавловским портом появилась англо-французская эскадра под командованием контр-адмиралов Прейса и Ф. де Пуанта в составе трех фрегатов, корвета и парохода, имевшая на вооружении 218 орудий и около 2000 человек личного состава.
Руководил обороной порта генерал-губернатор Камчатки генерал-майор В.С. Завойко, в распоряжении которого находилось около 1000 человек Петропавловского гарнизона. В гавани стояли фрегат «Аврора» (командир — капитан-лейтенант И.Н. Изыльметьев) и военный транспорт «Двина». На кораблях и семи береговых батареях имелось всего 67 орудий.
20 августа англо-французская эскадра начала военные действия, сосредоточив огонь всех орудий на батареях береговой обороны русских. После двух атак часть кораблей англо-французской эскадры получили повреждения, ее потери в живой силе составили 450 человек. Потери защитников Петропавловского порта составили около 100 бойцов.
27 августа союзная эскадра ушла в открытое море. Не принесли ей успеха и военные действия в Охотском море.
В 1855 г. главная база Сибирской военной флотилии была перенесена в более защищенный порт – Николаевск.
Правительство России стало все больше обращать внимание на экономическую и военную мощь Приморья. Было начато интенсивное изучение побережья Охотского моря, Курильских островов и полуострова Камчатка, а также разработан целый комплекс поощрений и льгот для привлечения морских офицеров в Сибирскую военную флотилию. Однако боевая мощь флотилии оставалась на невысоком уровне. Несколько улучшилось ее положение после перевода в 1894 г. на Дальний Восток Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала С.О. Макарова.
Во время русско-японской войны (1904-1905) часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской и Владивостокской эскадр и принимала участие в сражениях.
Всему миру известен легендарный подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Предпочтя гибель позорному плену, они вступили в сражение с 14 боевыми японскими кораблями. Имена «Варяг» и «Кореец» стали символами мужества и верности флагу, перед которыми преклоняется все человечество. Память о подвиге русских моряков веками будет служить примером воспитания у российских моряков мужества, бесстрашия, верности долгу и Отечеству.
Немало ярких подвигов совершили моряки во время героической обороны Порт-Артура.
Вечной славой покрыли себя экипажи кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры — погибших в Цусимском сражении (14-15 мая 1905 г.) броненосцев «Бородино», «Князь Суворов», эскадренного броненосца «Наварин», броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» и других.
Трагический исход русско-японской войны выявил необходимость усиления морских сил на Тихом океане. К 1914 г. Сибирская военная флотилия уже насчитывала в своем составе два крейсера, девять эсминцев, десять миноносцев, восемь подводных лодок.
Во время Первой мировой войны (1914-1918) часть кораблей флотилии была передана в состав других флотов, а оставшиеся корабли конвоировали караваны транспортов, следовавших из США во Владивосток с военными грузами. В те годы корабли Сибирской военной флотилии участвовали в боевых действиях на Северном и Средиземноморском морских театрах.
В годы Гражданской войны и военной интервенции (1918-1922), в июле 1918-го, флотилия была захвачена интервентами. Моряки покинули корабли и приняли участие в боях с захватчиками на суше.
В те тяжелые годы был потерян практически весь корабельный состав. Часть кораблей были уведены за границу, другие пришли в негодность из-за развала промышленной и ремонтной базы.
В годы восстановления народного хозяйства в составе морских сил Дальнего Востока насчитывалось лишь несколько сторожевых кораблей, катеров и судов морской пограничной охраны.
К 1932 г. на флоте были восстановлены, достроены и частично модернизированы все ценные в боевом отношении корабли. Началось строительство новых кораблей и боевых средств. Этому способствовал быстрый рост тяжелой промышленности и всего народного хозяйства страны. Усилиями россиян были расширены и переоборудованы судостроительные заводы и судоремонтные предприятия Дальнего Востока.
Флот на Тихом океане строила вся страна. С Балтики и Черного моря по железной дороге доставлялись торпедные катера, самолеты, подводные лодки – «малютки», береговые орудия, закладывались основы мощного флота. 11 января 1935 г. морские силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ).
Знаменательным событием в истории флота было появление в 1933 г. в дальневосточных водах первой отечественной подводной лодки, построенной рабочими Дальзавода.
В 1936 г. в составе флота появились первые эскадренные миноносцы, новые быстроходные тральщики и средние подводные лодки, имевшие более мощное вооружение и совершенные механизмы.
Впервые в мировой истории, совершив труднейший переход Северным морским путем, в состав флота вошли эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков», существенно укрепив боевые возможности молодого флота.
В 1937 г. было образовано Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова — кузница кадров для Тихоокеанского флота.
В ходе вооруженных конфликтов между СССР и Японией у озера Хасан (1938) и на Халхин-Голе (1939) Тихоокеанский флот прошел проверку на боевую готовность. За отличие в боях 74 моряка-тихоокеанца были награждены орденами и медалями и сотни — знаком «Участник Хасанских боев».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Тихоокеанский флот не только бдительно охранял морские рубежи на Дальнем Востоке, но и оказывал посильную помощь сражающимся фронтам и флотам. Только в 1942 г. тихоокеанцы отправили на фронт 103983 человека. Общее число моряков-тихоокеанцев и амурцев, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой, на Волге, оборонявших Севастополь и Ленинград, Северный Кавказ и Заполярье, достигло 153 тыс. человек. Силы флота обеспечивали охрану внутренних и внешних коммуникаций, ставили оборонительные минные заграждения, охраняли побережье.
На заключительном этапе Второй мировой войны, с 9 августа по 2 сентября 1945 г., флот, взаимодействуя с войсками 1-го Дальневосточного фронта, высадил морские десанты в порты противника на маньчжурском и корейском плацдармах. Авиация флота наносила удары по военным объектам японцев в Северной Корее.
Беспримерную храбрость, мужество и высокое мастерство проявили тихоокеанцы в боях с фашистами и японскими милитаристами. За мужество и героизм более 30 тыс. матросов и офицеров награждены орденами и медалями, 43 из них удостоены звания Герой Советского Союза. 19 кораблям, частям и соединениям флота присвоено звание гвардейские, 13 — почетные наименования, 16 награждены орденами.
Вторая мировая война подтвердила, что России объективно необходимо иметь на Тихом океане военно-морской флот.
В послевоенный период Тихоокеанский флот претерпел коренные качественные изменения. Он был оснащен самыми совершенными видами вооружения — подводными и надводными кораблями, ракетоносцами с большой автономностью плавания, неограниченной мореходностью и ударной мощью. Все это позволило ему из прибрежных вод закрытых морей выйти на просторы Мирового океана.
В числе первых длительное плавание для выполнения учебно-боевых задач совершили подводные лодки, которыми командовали капитан 2 ранга Ю.В. Дворников, капитаны 3 ранга А.М. Смолин и Г.С. Яковлев.
В декабре 1963 г. с Северного флота, совершив переход подо льдами Арктики, в состав флота прибыли первые атомные подводные лодки. Командирам кораблей капитану 1 ранга А.П. Михайловскому и капитану 2 ранга Н.Р. Дубяге было присвоено звание Герой Советского Союза. Многие офицеры и матросы за мужество и героизм были награждены орденами и медалями.
Яркую страницу в историю флота вписали экипажи атомных подводных лодок «К-116» и «К-133», совершивших в феврале-марте 1966 г. кругосветное плавание под водой. Командирам подводных лодок капитанам 2 ранга В.Т. Виноградову и Л.Н. Столярову было присвоено высокое звание Герой Советского Союза, весь личный состав награжден орденами и медалями, а подводные лодки удостоены звания гвардейских.
Флот стал пополняться самыми современными подводными лодками и надводными кораблями. К началу 1970-х гг. на Тихом океане был создан новый океанский ракетно-ядерный флот. Он успешно выполнил важнейшую задачу — стратегического сдерживания от развязывания широкомасштабной войны с применением как обычных, так и ядерных средств. Сложившийся со второй половины XX в. ракетно-ядерный паритет между СССР и США и баланс сил на Тихом океане в целом оказал благотворное воздействие на экономическое развитие и сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
С 1968 г. плавание кораблей флота в Тихом и Индийском океанах стало обычным явлением. Смелость, мужество и выносливость моряков-тихоокеанцев, упорный и решительный характер, чувство долга, доведенное до самоотвержения, выковывались в дальних океанских походах, суровых полярных морях и знойных тропических широтах.
Золотыми буквами в историю флота после войны вписаны славные дела экипажей легких крейсеров «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин», ракетных крейсеров «Адмирал Фокин», «Варяг», эскадренных миноносцев «Возбужденный», «Вдохновенный», больших противолодочных кораблей «Василий Чапаев», «Адмирал Октябрьский», «Адмирал Трибуц» и многих других, которые неоднократно с честью выполняли задачи боевой службы, океанских походов, официальных визитов в различные страны мира.
Десятки кораблей и частей награждены вымпелами министра обороны «За мужество и воинскую доблесть», памятными знаками, завоевали призы главнокомандующего ВМФ по различным видам боевой и тактической подготовки.
На боевом счету тихоокеанцев — очистка порта Читагонг (Бангладеш) от затонувших кораблей и взрывоопасных предметов в 1972 г., боевое траление в Суэцком заливе (Египет) в 1974 г., охрана судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе.
Вехой в истории Тихоокеанского флота стало освоение тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск» и их боевая деятельность.
Многие десятилетия Тихоокеанский флот как составная часть Военно-морского флота и Вооруженных Сил Российской Федерации стоит на страже интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В настоящее время на ТОФ сохраняются стратегические ядерные силы, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и морской зонах, морская ракетоносная и противолодочная авиация, сухопутные войска, береговые ракетные части и морская пехота.
Силы флота успешно решают поставленные задачи в море. Это подтверждают и итоги 2010 учебного года. Тихоокеанцы принимали участие в крупномасштабном оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». Во время проведения учения были выполнены десятки боевых упражнений, включающих ракетные стрельбы с пусками различной дальности, артиллерийские, торпедные стрельбы, бомбометания, полеты авиации.
Своеобразным итогом учебно-боевой деятельности сил и войск флота за 2010 г. стало завоевание восьми призов главнокомандующего ВМФ по различным видам деятельности.
В последние годы значительное место в деятельности ТОФ занимает выполнение внешнеполитических акций в различных районах Мирового океана. Корабли и личный состав флота принимали участие в выполнении миссии Организации Объединенных Наций в зоне Персидского залива, совершали официальные визиты в порты Вьетнама, Джибути, Индии, Индонезии, Йемена, Китая, Омана, Сингапура, США, Таиланда, Франции, Шри-Ланки и Японии.
Военные делегации и отряды кораблей военно-морских сил Австралии, Великобритании, Китая, Республики Корея, Мексики, Перу, США, Франции, Японии посещали главную базу Тихоокеанского флота — Владивосток.
С 1996 г. Россия является постоянным участником Симпозиума военно-морских флотов стран западной части Тихого океана.
С кораблями военно-морских сил США и Японии корабли Тихоокеанского флота отрабатывали совместные действия в ходе учений по оказанию помощи терпящим бедствие на берегу и в море. С кораблями военно-морских сил других стран АТР в ходе визитов проводились учения по связи и маневрированию.
С декабря 2008 г. корабли Тихоокеанского флота регулярно и успешно обеспечивают безопасность судоходства в районе Аденского залива. В этом опасном районе Индийского океана побывало уже несколько отрядов кораблей ТОФ.
Международный аспект деятельности ТОФ представляет хорошую перспективу для укрепления мер доверия в АТР, поддержание стабильности в зоне ответственности флота.
Руководство : Министерство обороны Российской Федерации
Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-Морской Флот Объединения флота Тихоокеанский флот Руководство
Командующий Тихоокеанским флотом, адмиралБиография
Родился 6 апреля 1958 г. в Ереване в семье офицера Военно-Морского Флота СССР. Окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова (1980 г.), Высшие специальные офицерские классы ВМФ (1991 г.), Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (1998 г.), Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (2007 г.).
Службу проходил на Северном флоте в должностях командира группы управления ракетно-артиллерийской боевой части большого противолодочного корабля «Адмирал Юмашев», командира дивизиона ракетно-артиллерийской боевой части ракетного крейсера «Адмирал флота Лобов», командира дивизиона ракетно-артиллерийской боевой части, помощника и старшего помощника командира ракетного крейсера «Маршал Устинов». С 1991 по 1996 г. — командир ракетного крейсера «Маршал Устинов».
В октябре 1996 г. назначен заместителем командира, в 1998 г. — начальником штаба — заместителем командира, а в 2001 г. — командиром дивизии ракетных кораблей Северного флота.
С 2004 по 2007 г. — начальник штаба — первый заместитель командира оперативной эскадры Северного флота. В июне 2007 г. стал начальником штаба — первым заместителем командира Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота, а в августе того же года переведен на Тихоокеанский флот на должность командующего Приморской флотилией разнородных сил.
В августе 2010 г. стал начальником штаба — первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом.
В мае 2012 г. указом Президента Российской Федерации назначен командующим Тихоокеанским флотом.
Воинское звание «адмирал» присвоено командующему ТОФ Авакянцу Сергею Иосифовичу Указом Президента Российской Федерации от 13 декабря 2014 года № 764.
Награжден орденами «За морские заслуги», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, «За военные заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени и многими медалями.
Все новостиКоротко о состоянии Тихоокеанского флота
До распада Советского Союза развитию Тихоокеанского флота придавался особый приоритет. Это оперативно-стратегическое объединение советского ВМФ выполняло ряд особо важных задач, которые и были причиной соответствующего отношения к нему. Атомные стратегические подводные лодки Тихоокеанского флота находились на боевом патрулировании в Тихом и Индийском океанах и были готовы в любой момент нанести ракетно-ядерный удар по территории противника. Надводные корабли и многоцелевые подлодки отслеживали перемещение корабельных групп и субмарин вероятного противника, а специально созданная 8-я оперативная эскадра осуществляла патрулирование в Индийском океане и Персидском заливе. К сожалению, после распада СССР Тихоокеанский флот, как и другие составляющие обороны страны, потерял необходимую поддержку на государственном уровне. В результате за считанные годы его потенциал значительно снизился и даже через два десятка лет после начала катастрофических изменений Тихоокеанский флот далек от своих прежних возможностей.Проект 667БДР «Кальмар»
В настоящее время в составе ТОФ есть только три подлодки, способные нести стратегические ракеты. Это корабли проекта 667БДР «Кальмар»: К-223 «Подольск», К-433 «Святой Георгий Победоносец» и К-44 «Рязань». Самый новый из них – «Рязань» – начал службу еще в 1982 году и сейчас находится в ремонте. Три «Кальмара» тихоокеанского флота – последние представители этого проекта в ВМФ России. Десять других подлодок списаны и утилизированы либо проходят утилизацию, а еще одна (К-129 «Оренбург») переоборудована в носитель сверхмалых субмарин. Таким образом, в течение нескольких следующих лет все оставшиеся лодки проекта 667БДР будут выведены из состава флота ввиду морального и материального устаревания.
Состояние многоцелевых атомных подлодок Тихоокеанского флота выглядит не так плохо. В боевом составе флота числится по пять лодок проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б». Шесть многоцелевых субмарин обоих типов в настоящее время находятся на ремонте. Стоит отметить, что ход ремонта одной из подлодок (К-391 «Братск» проекта 971) недавно был жестко раскритикован министром обороны С. Шойгу. Дело в том, что эта субмарина уже шесть лет стоит в доке и единственный заметный результат такого ремонта – колоссальные затраты министерства обороны. Дата возвращения «Братска» в состав боеготовых сил до сих пор не названа.
К-490 и К-391 Братск. Тихий океан, Авачинская губа, бухта Крашенинникова
Самая лучшая ситуация наблюдается с дизель-электрическими подлодками. Из восьми субмарин проекта 877 «Палтус», в настоящее время небоеготовы лишь две – Б-187 и Б-394. Все остальные в строю и готовы к несению боевой службы. При этом лодки проекта 877 не являются самыми «молодыми» в составе Тихоокеанского флота. Они начинали свою службу с 1988 по 1994 год. Для сравнения, последний «Антей» (К-150 «Томск») вошел в состав флота немного позже, в 1996-м.
К-150 «Томск»
Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» проекта 1144 «Орлан»
Удручающе выглядит ситуация с ракетными крейсерами. Самый крупный корабль этого класса, «Адмирал Лазарев» проекта 1144 «Орлан», с конца девяностых годов находится в отстое. Время от времени появляются сообщения о возможном ремонте и модернизации корабля, но пока они остаются лишь словами. Второй ракетный крейсер Тихоокеанского флота в строю и является его флагманом. Это «Варяг» проекта 1164 «Атлант». Этот крейсер активно участвует в различных учениях и походах. По различным оценкам, «Варяг» сможет прослужить еще 15-20 лет. При своевременной модернизации этот срок может быть значительно увеличен.
Крейсер «Варяг» во Владивостоке в 2010 году
Адмирал Трибуц (большой противолодочный корабль)
На фоне других кораблей выгодно выделяются большие противолодочные. Все четыре БПК проекта 1155 Тихоокеанского флота («Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Пантелеев») находятся в строю. Несмотря на некоторые незначительные проблемы, присущие эксплуатации любого подобного корабля, все большие противолодочные корабли Тихоокеанского флота могут выполнять поставленные задачи.
С эсминцами проекта 956 ситуация гораздо хуже. Из четырех таких кораблей в строю сейчас лишь один «Быстрый». «Боевой», «Бурный» и «Безбоязненный» находятся на ремонте или на консервации. В дальнейшем планируется модернизировать и вернуть в боевой состав ТОФ все эти корабли.
Корабли и катера прочих классов полностью в строю, а не в отстое или на ремонте. Таким образом, Тихоокеанский флот располагает четырьмя малыми ракетными кораблями проекта 12341, восемью малыми противолодочными кораблями проекта 1124М и одиннадцатью ракетными катерами проекта 12411. Для обеспечения высадки морской пехоты в базах Тихоокеанского флота есть четыре больших десантных корабля проектов 1171 и 775, а также столько же десантных катеров проектов 1176 и 11770. Наконец, в составе Тихоокеанского флота находятся девять тральщиков проектов 1265 и 266М.
Нетрудно заметить, что по количественному и качественному составу Тихоокеанский флот значительно отстает от Северного. Кроме того, в различных источниках утверждается, что не менее половины кораблей и катеров флота находятся в эксплуатации с превышением рекомендованных межремонтных сроков. Также некоторое количество кораблей превысило расчетный срок службы или приближается к нему. В последние годы начато строительство нескольких кораблей, которые в будущем будут служить на Тихоокеанском флоте. В течение нескольких следующих лет планируется серьезно обновить материальную часть этого оперативно-стратегического объединения.
РПКСН проекта 955 «Борей». «Александр Невский»
Прежде всего необходимо отметить стратегические ПЛА проекта 955 «Борей». «Александр Невский», вторая подлодка этого проекта, будет входить в составе Тихоокеанского флота. Также в базы флота в ближайшие годы придут первые два универсальных десантных корабля типа «Мистраль». Передача этих кораблей запланирована на 2014 и 2015 годы. До 2020 года Тихоокеанский флот получит несколько корветов проекта 20380, противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок» и десантные катера нескольких типов. Кроме того, возможны ремонт и модернизация тяжелого ракетного крейсера «Адмирал Лазарев», а также продолжаются аналогичные работы на эсминцах проекта 956 и подлодке «Рязань».
В будущем планируется обновить большое количество надводных кораблей и подводных лодок различных типов. Специально для выполнения подобных работ некоторое время назад в составе Объединенной судостроительной корпорации появилась новая организация: Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. В обязанности этой организации входит координация действий различных предприятий и обеспечение полноценного обслуживания кораблей и вспомогательных судов Тихоокеанского флота. При этом нельзя не отметить, что создание Центра – лишь первый шаг. Судя по ситуации с подлодкой «Братск», потребуется немало проверок и структурных изменений, прежде чем дальневосточные судостроительные и судоремонтные предприятия смогут полноценно выполнять возложенные на них задачи.
Также необходимо затронуть тему инфраструктуры. Корабли не могут служить без соответствующим образом оборудованных причалов и т.п. В конце марта в «Известиях» появилась статья, в которой со ссылкой на некоего представителя министерства обороны говорилось о степени готовности базы в Вилючинске к приему новой подлодки «Александр Невский». По словам источника, новый пирс и ряд вспомогательных объектов, необходимых для службы подлодок, планировалось достроить еще год назад, но они до сих пор не готовы. В связи с этим, как утверждается, министр обороны решил лично проинспектировать планируемое место размещение инфраструктуры и одобрить его. Кроме того, требуется построить инфраструктуру для подводников: дома, школы, больницы и т.п.
Все необходимые работы и меры связаны с большими затратами финансов, сил и времени. Тем не менее, выбора нет. За время, прошедшее с распада Советского Союза, численность кораблей Тихоокеанского флота сократилась примерно в два раза. Это соответствующим образом ударило как по перспективам самого флота, так и по обороноспособности всей страны. Сейчас появилась возможность заняться обновлением и улучшением флота и ей необходимо воспользоваться. Несмотря на все финансовые, политические, социальные и т.п. проблемы, которые преследовали нашу страну в прошлые годы, важность Тихого океана для Военно-Морского Флота России осталась прежней. На нем по-прежнему должен быть мощный и боеготовый флот.
По материалам сайтов:
http://russian-ships.info/
http://flot.com/
http://vpk-news.ru/
http://izvestia.ru/
http://lenta.ru/
21 мая – День Тихоокеанского флота России
21 мая в России отмечается День Тихоокеанского флота – ежегодный праздник в честь его образования. Данный день был установлен приказом главнокомандующего ВМФ РФ от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». Свою историю флот ведет от Охотской флотилии, которая была создана для защиты дальневосточных территорий Российской империи, ее морских путей и промыслов еще 21 мая (10 мая по старому стилю) 1731 года.Охотская флотилия стала первым постоянно действующим военно-морским подразделением России на Дальнем Востоке. Состояла Охотская флотилия главным образом из небольших малотоннажных судов. Несмотря на малочисленность, данная флотилия сыграла решающую роль в обеспечении защиты интересов страны в этом отдаленном регионе. Эти корабли и суда Охотского порта можно считать тем зерном, из которого в будущем вырастет российский Тихоокеанский флот.
В 1850 году флотилия базировалась уже в городе-порте Петропавловске (сегодня Петропавловск-Камчатский). Важным историческим событием в жизни флота стало участие в героической обороне Петропавловска в 1854 году во время Крымской войны 1853-1856 годов. Вместе с гарнизоном и береговыми батареями в обороне города приняли участие экипажи фрегата «Аврора» и транспорта (бригантины) «Двина» при 67 орудиях. Малочисленный гарнизон города выдержал штурм превосходящих сил англо-французской эскадры, покрыв себя славой и навсегда вписав свой подвиг в историю. В 1856 году Охотская флотилия была переведена в Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре) и была переименована в Сибирскую флотилию.
Эскадренные броненосцы «Севастополь», «Полтава» и «Петропавловск» в Порт-Артуре
В 1871 году основным пунктом базирования русского флота на Дальнем Востоке стал Владивосток, однако и в те годы мощь флотилии оставалась на невысоком уровне. Ее положение серьезно улучшилось после перевода на Дальний Восток в 1894 году Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала Степана Макарова. В годы русско-японской войны (1904-1905 годов) часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, которая базировалась в Порт-Артуре, где и погибла, а также в состав Владивостокской эскадры.
Трагический исход русско-японской войны показал, что империи следует серьезно усилить свои силы на Тихом океане. К 1914 году Сибирская военная флотилия насчитывала в своем составе два крейсера «Аскольд» и «Жемчуг», канонерскую лодку «Манджуръ», 8 эскадренных миноносцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок. В годы Первой мировой войны (1914-1918 годы) часть кораблей флотилии была переведена в состав других флотов России, а оставшиеся на Дальнем Востоке боевые корабли использовались для конвоирования транспортов, которые следовали из США во Владивосток с военными грузами. При этом корабли Сибирской военной флотилии приняли участие в боевых действиях на Северном и Средиземноморском театрах боевых действий.
В годы гражданской войны и последовавшей затем военной интервенции флотилия практически перестала существовать. Моряки покинули свои суда и участвовали в боях с захватчиками на суше. При этом практически весь корабельный состав Сибирской военной флотилии был потерян, часть кораблей были уведены за границу, часть пришла в негодность. Только в 1922 году из остатков Сибирской флотилии был сформирован Владивостокский отряд судов особого назначения Тихого океана, который был включен в состав Красного флота на Дальнем Востоке (в будущем Морские силы Дальнего Востока).
В 1926 году Морские силы Дальнего Востока были расформированы, а Владивостокский отряд кораблей был переведен в состав Морской пограничной охраны. Лишь в 1932 году в связи с обострением международной обстановки Морские силы Дальнего Востока были сформированы заново и только 11 января 1935 года они получили сегодняшнее название Тихоокеанский флот (ТОФ). В 1932 году флот получил дивизион торпедных катеров, в строй также были включены 8 подводных лодок. Затем флот пополнялся боевыми кораблями, переведенными сюда из состава Черноморского и Балтийского флотов, шло создание морской авиации и береговой обороны. В 1937 году состоялось открытие Тихоокеанского военно-морского училища.
В августе 1939 года в составе Тихоокеанского флота была создана Северная Тихоокеанская военная флотилия, ее главной базой стала Советская Гавань. Основной задачей флотилии была оборона морских коммуникаций и побережья в районе Охотского моря и Татарского пролива. В годы Великой Отечественной войны часть сил и средств Тихоокеанского флота была переброшена на Северной флот, принимая участие в боях на Баренцевом и других морях. Также на фронте в составе морских стрелковых бригад и иных частей сражались с врагом более 140 тысяч моряков-тихоокеанцев. Они принимали участие в битве за Москву и Сталинградской битве, обороне Ленинграда и Севастополя, обороне советского Заполярья.
На заключительном этапе Второй мировой войны с 9 августа по 2 сентября 1945 года Тихоокеанский флот во взаимодействии с войсками 1-го Дальневосточного фронта осуществлял высадку морских десантов в порты противника на корейском и маньчжурском плацдармах. Авиация флота активно наносила бомбовые удары по военным объектам японских войск на территории Северной Кореи, принимала участие в высадке воздушных десантов в Дальнем и Порт-Артуре. За мужество и героизм, которые были проявлены в годы Второй мировой войны более 30 тысяч матросов и офицеров Тихоокеанского флота были награждены различными орденами и медалями, 43 человека стали Героями Советского Союза. За боевые заслуги 19 кораблям, частям и соединениями ТОФ было присвоено почетное звание гвардейских, 16 были награждены орденами, 13 получили почетные наименования.
Высадка советских войск в ходе Сейсинской десантной операции. 15 августа 1945 года.
В январе 1947 году Тихоокеанский флот в очередной раз претерпел организационные изменения, он был разделен на два флота – 5-й ВМФ (главная база – Владивосток) и 7-й ВМФ (главная база – Советская Гавань), такое разделение просуществовало до апреля 1953 года, после чего флот был снова объединен. В 1965 году Тихоокеанский флот был награжден орденом Красного Знамени. В послевоенные годы ТОФ претерпел коренную реорганизацию, его мощь постоянно усиливалась. Флот пополнялся современными атомными подводными лодками и ракетными кораблями, другим вооружением и военной техникой. Уже к началу 1970-х годов на Тихом океане был сформирован новый полноценный океанский ракетно-ядерный флот, который принял участие в многочисленных морских и океанских походах разной продолжительности.
Сегодня Тихоокеанский флот представляет собой оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота России. Как составная часть ВМФ и ВС страны он является средством обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для выполнения возложенных на него задач ТОФ имеет в свое составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные субмарины, надводные корабли для действий в ближней морской и океанской зонах, морскую противолодочную, ракетоносную и истребительную авиацию, части сухопутных и береговых войск.
Основными задачами Тихоокеанского флота России на данном этапе являются:
— поддержание морских стратегических ядерных сил в состоянии постоянной готовности в интересах обеспечения политики ядерного сдерживания;
— защита районов производственной деятельности и экономической зоны России, пресечение незаконной производственной деятельности;
— обеспечение безопасности судоходства;
— выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (официальные визиты, деловые заходы, действия в составе миротворческих сил, совместные учения с флотами других стран и т.д.).
Корвет «Совершенный» проекта 20380 Тихоокеанского флота
В настоящее время идет процесс пополнения флота новыми кораблями. По планам до 2020 года Тихоокеанский флот должен был получить 40 новых боевых кораблей, в том числе современных атомных подводных лодок, корветов, фрегатов, десантных и противолодочных судов. В 2015 году в состав флота было включено спасательное судно океанского класса «Игорь Белоусов». В 2016 году была поставлена вторая стратегическая АПЛ проекта 955 «Борей» – «Владимир Мономах», которая составила пару уже имеющейся в составе флота лодке «Александр Невский». В 2017 году в состав флота вошел первый корвет проекта 20380 «Совершенный».
Сегодня в постройке для Тихоокеанского флота России находятся фрегаты проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков», корветы проектов 20380 и 20385 «Громкий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжалов», «Резкий», «Греящий» и «Проворный». Также для ТОФ строятся стратегические атомные подводные лодки проекта 955А «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III». Помимо этого ведется строительство большого количества различных судов обеспечения и модернизация уже имеющихся надводных и подводных сил флота.
В наши дни Тихоокеанский флот – настоящая гордость России и форпост страны на Дальнем Востоке. По итогам 2017 года Тихоокеанский флот был признан лучшим флотом страны по боевой подготовке. За прошлый год кораблями и судами ТОФ было выполнено порядка 170 курсовых задач, в ходе которых осуществлено порядка 600 ракетно-артиллерийских и торпедных стрельб, минных постановок и бомбометаний. Морская авиация флота за прошлый год провела более 20 летно-тактических учений, в том числе с использованием различных беспилотников. Береговые войска флота записали на свой счет многочисленные полевые выходы, а также порядка 100 тактических и тактико-специальных учений и около 6 тысяч парашютных прыжков различной степени сложности. Помимо этого в 2017 году боевые корабли и вспомогательные суда Тихоокеанского флота выполняли задачи дальних океанских походов, совершив 21 заход в порты 13 стран мира.
21 мая «Военное обозрение» поздравляет всех действующих моряков и офицеров и, конечно же, ветеранов Тихоокеанского флота, всех людей, чья жизнь была связана с ТОФ, с их праздником!
По материалам из открытых источников
Тихоокеанский бросок: как проходят самые масштабные учения кораблей ТОФ | Статьи
В эти дни к финальному этапу подходят масштабные маневры надводных сил Тихоокеанского флота (ТОФ). Они проводятся в акваториях Японского и Охотского морей и Тихого океана с 25 марта. Как сообщили источники «Известий» в главкомате ВМФ, в ходе учений отрабатываются задачи по интеграции новейших систем управления, вооружений и радиоэлектронной борьбы. А также включение в единую систему боевого управления кораблей, недавно пополнивших состав ТОФ. «Известия» разбирались, как изменятся возможности флота на Тихом океане и какую роль будут играть силы ТОФ на этом стратегическом направлении.
На земле, в небесах и на море
В маневрах, которые продлятся еще неделю, задействованы все компоненты — наземные, воздушные и морские. Одна из целей тренировок — их интеграция в единый боевой контур, сообщили источники «Известий».
Если говорить о морской составляющей, то на старте учений прошло крупнейшее в новейшей истории развертывание надводных сил ТОФ. Так, 26 марта в проливе Лаперуза японцы засекли сразу 18 боевых кораблей и вспомогательных судов, включая крейсер «Варяг», эсминец «Быстрый», по два больших и малых противолодочных корабля, шесть ракетных катеров, а также корабль управления «Маршал Крылов», госпитальное судно «Енисей» и другие вспомогательные суда.
Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» в бухте Золотой Рог Владивостока
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
1 апреля уже в Цусимском проливе были замечены корветы «Громкий» и «Совершенный», двигавшиеся на юг. В обратном направлении шел возвращавшийся на базу большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов». На Камчатке в море вышли 10 боевых кораблей, включая недавно модернизированный МРК «Смерч». Ряд кораблей и судов решал специфические задачи: так, спасатель «Игорь Белоусов» отрабатывал помощь аварийной подводной лодке.
Пуск крылатой ракеты Х-35 «Уран» с малого ракетного корабля «Смерч» в акватории Японского моря
Фото: РИА Новости/Министерство Обороны РФ
По сути вышел в море весь надводный «ходовой» состав ТОФ.
Участие в маневрах госпитального судна «Енисей» никак не связано с нынешней ситуацией мировой борьбы с пандемией. Оно присутствует на флотских учениях постоянно. Так, пару лет назад плавучий госпиталь принимал участие в десантной операции ТОФ у берегов Чукотки. К сожалению, «Енисей» — единственное ходовое госпитальное судно во всем ВМФ. Два других стоят у причалов Североморска и Мурманска.
Госпитальное судно «Енисей»
Фото: РИА Новости/Василий Батанов
Силы флота провели развертывание, построили тактические группы, отработали ракетные и артиллерийские стрельбы, противолодочные и противоминные операции в водах Японского, Охотского морей и вблизи Камчатки.
Активное участие в маневрах принимали и воздушные силы. Самолеты противолодочной авиации Ту-142М3 и Ил-38 совершили ряд полетов. Пара Ил-38 даже была перехвачена американскими самолетами F-22 в Беринговом море. Активно летали и флотские истребители Миг-31.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
Вообще совместная отработка действий боевых и воздушных кораблей — одна из фирменных фишек Тихоокеанского флота. По авиационной классификации истребитель Миг-31 является именно воздушным кораблем.
В учениях также принимали участие и самолеты-ракетоносцы Ту-22М3 из состава 326-й дивизии ВКС России.
Интересно, что действия подводных сил ТОФ никак не комментировались и не освещались, что, однако, не исключает их участия в маневрах. Сложно проводить поиск и обнаружение подводных лодок без них самих.
Артиллерийское орудие корвета «Громкий» на международном военно-техническом форуме «Армия-2019» во Владивостоке
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
Кроме того, не сообщалось, куда именно на юг двинулась группа из двух новейших корветов «Громкий» и «Совершенный». Эти корабли уже достаточно активно осваивали отечественные воды вплоть до Камчатки, но дальних зарубежных походов еще не осуществляли. Между тем их балтийские собратья добирались даже до Красного моря. Можно предположить, что командование ВМФ России хочет проверить корветы в южных морях Тихого и Индийского океанов, морские и климатические условия которых сильно отличаются от российских вод. Заодно есть возможность показать эти корабли возможным зарубежным покупателям российской военно-морской техники.
Эффективное решение
Практически одновременно с маневрами на ТОФ проходили и учения сил Балтийского и Черноморского флотов. Тройка фрегатов ЧФ выполняла задачи в Средиземноморье, корветы и большие десантные корабли БФ в Северном море напугали военное ведомство Великобритании. Сторожевой корабль «Пытливый» осуществлял слежение за вошедшей в Черное море группой кораблей НАТО.
Но силы Балтийского и Черноморского флотов были представлены в основном кораблями новейшей постройки, в то время в учениях в Тихом океане принимали участие, по большей части, корабли советского времени.
Сторожевой корабль «Пытливый» в бухте Севастополя
Фото: РИА Новости/Константин Михальчевский
Основная линия нового противостояния Россия–НАТО проходит в Европе. Новейшие фрегаты, корветы и малые корабли преимущественно поступают в западную часть страны. Силы БФ и ЧФ уже существенно обновлены. Для ТОФ корабли пока еще строятся. К сожалению, существующие темпы военного кораблестроения не позволят обновить Тихоокеанский флот сравнительно быстро. Поэтому в плане восстановления военно-морской мощи России на Дальнем Востоке основное внимание сейчас уделяется модернизации того, что уже есть. Недавно состоялось второе рождение малого ракетного корабля «Смерч», на котором, в частности, был заменен старый ракетный комплекс «Малахит» на современный «Уран». За ним апгрейд пройдут еще три его собрата. Заканчивается модернизация фрегата «Маршал Шапошников». Обновленный корабль получит ракетные комплексы «Калибр» и «Уран».
Такие скоординированные по времени и в пространстве учения российского Военно-морского флота на фоне падения активности флотов зарубежных стран показывают высокий уровень боевой подготовки отечественных военных моряков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
И «Грачонок», и «Варяг». День Тихоокеанского флота ВМФ России
Фото http://mil.ru
21 мая (10-го по старому стилю) 1731 года на Дальнем Востоке впервые в российской истории было создано постоянное объединение военных кораблей и вспомогательных судов. Наименование этого военно-морского объединения – Охотская (она же – Сибирская) флотилия. Именно с момента создания этой флотилии и ведёт своё начало Тихоокеанский флот ВМФ РФ, который сегодня надёжно защищает восточные рубежи Отечества.
Тогда же, 21 марта 1731 года, Сенат учредил и место базирования будущего флота – Охотский военный порт.
Безусловно, на момент начала формирования Охотской (Сибирской) флотилии её сложно было назвать мощным ударным кулаком России. Состояла она из кораблей и судов малого тоннажа. Однако сам факт появления военной составляющей России на Дальнем Востоке говорил о многом. В первую очередь он показал, что всего за три десятка лет Россия превратилась в по-настоящему крупную морскую державу, у которой ей выходы сразу к трём океанам – Атлантическому, Северному Ледовитому и Тихому, причём каждый из этих выходов в той или иной степени подкреплён и прикрыт в военном плане.
Сегодня Тихоокеанский флот обеспечивает защиту интересов России фактически по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону. И обеспечение такого рода осуществляется различными составляющими ТОФ, включая надводные корабли, подводные силы, морскую авиацию, а также обширную береговую инфраструктуру с ударными средствами, способными отрезвить любого, даже пребывающего на волне самых невероятных иллюзий, противника.
Флагманом Тихоокеанского флота ВМФ России является гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Этот боевой корабль был введён в эксплуатацию в 1989 году, однако совсем не стоит относить его к тем, которые «доживают свой век». «Варяг» прошёл модернизацию. В рамках поддержки контртеррористической операции в Сирии флагман ТОФ проделал внушительный по протяжённости путь, целью которого было прибытие в восточное Средиземноморье для обеспечения безопасности базировавшейся там сводной корабельной группы Военно-морского флота России.
ТОФ пополняется новыми кораблями. Среди них «сторожевики» проекта 20380 «Совершенный» и «Громкий». Оба этих корвета построены на Амурском судостроительном заводе и несут на борту внушительный арсенал вооружений, включая ПКРК «Уран» с ПКР Х-35.
В 2014 году флот пополнили противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок».
В конце прошлого года в состав ТОФ вошла построенная на «Адмиралтейских верфях» Санкт-Петербурга дизель-электрическая подводная лодка «Петропавловск-Камчатский», относящаяся к проекту 636 «Варшавянка», отличающемуся малой шумностью.
«Военное обозрение» поздравляет кадровых моряков Тихоокеанского флота и его ветеранов с праздником!
TOF — это … Что такое TOF?
TOF — обозначает: * Время полета, принцип нескольких научных методов * Настраиваемый оптический фильтр для волоконно-оптических сетей связи * Тетралогия Фалло, врожденный порок сердца. * Частота оборота, скорость химических реакций. * IATA…… Википедия
tøf — лидорд; tøf tøf… Dansk ordbog
из — до · пошлины; панорамирование · TOF · FLE; TOF · FY; … Английские слоги
TOF — ist die Abkürzung für: Время полета Sensoren, Sensoren zur Lichtlaufzeitmessung Время полета Magnetresonanzangiographie, kernspintomographische Darstellung von Blutgefäßen Время полета 7000 Время полета, siehehe Flugzeitmessung
ToF — ist die Abkürzung für Время полета, англ.für Lichtlaufzeitmessung, siehe Funktionsprinzip Датчик PMD Время полета, siehe Flugzeitmassenspektrometer Частота оборота в Катализе Поезд из четырех, einem количественно в Messverfahren des…… Deutsch Wikipedia
tof | fy — «TF ee, TOF», существительное, множественное число. = ириски. (См. ↑ toffee)… Полезный английский словарь
Tof — Tof, so v.w. Туф… Pierer’s Universal-Lexikon
Tof — Tof, schwimmende Insel (s.Insel, S. 868)… Meyers Großes Konversations-Lexikon
TOF-MS — Flugzeitmassenspektrometer (ESI TOF). Flugzeitmassenspektrometer (англ. Time of Flight Mass Spectrometer) sind eine Unterklasse der Massenspektrometer. Sie werden часто TOFMS, TOF MS или TOF bezeichnet. Funktionsweise Im TOFMS findet die…… Deutsch Wikipedia
TOF — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et article partageant un même nom.Sigles d’une seule lettre Sigles deux lettres> Sigles de trois lettres Sigles de quatre lettres… Wikipédia en Français
tòf — medm. (ȍ) posnema zamolkel glas pri padcu, udarcu: z obale je metal kamne v vodo: тоф, тоф, тоф; v temi je iskal pot in tof, je padel v luknjo / tof, tof, je nekaj prilomastilo po sobi… Slovar slovenskega knjižnega jezika
TOF — это … Что такое TOF?
TOF — обозначает: * Время полета, принцип нескольких научных методов * Настраиваемый оптический фильтр для волоконно-оптических сетей связи * Тетралогия Фалло, врожденный порок сердца. * Частота оборота, скорость химических реакций. * IATA…… Википедия
tøf — лидорд; tøf tøf… Dansk ordbog
из — до · пошлины; панорамирование · TOF · FLE; TOF · FY; … Английские слоги
TOF — ist die Abkürzung für: Время полета Sensoren, Sensoren zur Lichtlaufzeitmessung Время полета Magnetresonanzangiographie, kernspintomographische Darstellung von Blutgefäßen Время полета 7000 Время полета, siehehe Flugzeitmessung
ToF — ist die Abkürzung für Время полета, англ.für Lichtlaufzeitmessung, siehe Funktionsprinzip Датчик PMD Время полета, siehe Flugzeitmassenspektrometer Частота оборота в Катализе Поезд из четырех, einem количественно в Messverfahren des…… Deutsch Wikipedia
tof | fy — «TF ee, TOF», существительное, множественное число. = ириски. (См. ↑ toffee)… Полезный английский словарь
Tof — Tof, so v.w. Туф… Pierer’s Universal-Lexikon
Tof — Tof, schwimmende Insel (s.Insel, S. 868)… Meyers Großes Konversations-Lexikon
TOF-MS — Flugzeitmassenspektrometer (ESI TOF). Flugzeitmassenspektrometer (англ. Time of Flight Mass Spectrometer) sind eine Unterklasse der Massenspektrometer. Sie werden часто TOFMS, TOF MS или TOF bezeichnet. Funktionsweise Im TOFMS findet die…… Deutsch Wikipedia
TOF — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et article partageant un même nom.Sigles d’une seule lettre Sigles deux lettres> Sigles de trois lettres Sigles de quatre lettres… Wikipédia en Français
tòf — medm. (ȍ) posnema zamolkel glas pri padcu, udarcu: z obale je metal kamne v vodo: тоф, тоф, тоф; v temi je iskal pot in tof, je padel v luknjo / tof, tof, je nekaj prilomastilo po sobi… Slovar slovenskega knjižnega jezika
tof — Викисловарь
См. Также: TOF и töfСодержание
- 1 голландский
- 1.1 Этимология
- 1.2 Произношение
- 1.3 Прилагательное
- 1.3.1 Перегиб
- 1,4 Междометие
- 2 Volapük
- 2.1 существительное
- 2.1.1 Склонение
- 2.1.2 Связанные термины
- 2.1 существительное
Этимология [править]
С иврита טוֹב (тов, «хороший»).
Произношение [править]
- IPA (ключ) : / tɔf /
Аудио (файл)
Прилагательное [править]
до ( сравнительно до , превосходно до )
- круто (объекты)
- Wat een to ding — Какая классная вещь
- ницца (чел.)
- Hij is een toffe gast — Он хороший парень
Inflection [править]
Перегиб от до | ||||
---|---|---|---|---|
не отражено | до | |||
наклонен | ирис | |||
сравнительный | тоффер | |||
положительных | сравнительный | превосходная степень | ||
предикативный / наречный | до | тоффер | хет тофст хет тофсте | |
неопределенный | г./ Ж. Синг. | ирис | тоффере | тофсте |
п. Синг. | до | тоффер | тофсте | |
множественное число | ирис | тоффере | тофсте | |
определенный | ирис | тоффере | тофсте | |
партитив | ТОФС | агрегаты | — |
Interjection [править]
до
- отлично!
Volapük [править]
Существительное [править]
до ( именительного падежа множественного числа tofs )
- кап., Кап.
Cклонение [править]
склонение к
единственное число | множественное число | |
---|---|---|
именной | до | тофс |
родительный падеж | тофа | тофас |
дательный | тофе | тофес |
винительный падеж | тофи | тофис |
звательный 1 | o tof! | о тофс! |
прогнозируемый 2 | тофу | тофус |
- 1 Статус оспариваемый
- 2 в более поздних версиях, только неклассический Волапюк
Связанные термины [править]
- тофён